Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ

Содержание статьи
  • ИСТОКИ ТЕАТРА
  • ДРУГАЯ ЭПОХА
  • СТУДИЯ СТАНОВИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ТЕАТРОМ
  • ЧЕХОВСКИЙ ПЕРИОД
  • АКТЕРЫ И РЕЖИССЕРЫ МХАТ ВТОРОГО

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ (МХАТ второй, 1924–1936), русский советский театр.

ИСТОКИ ТЕАТРА

Также по теме:
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР

Московский Художественный театр второй своим возникновением обязан Первой Студии МХТ, из недр которой он родился в 1912. Создатели Студии во главе с Л.А.Сулержицким, Б.М.Сушкевичем, Е.Б.Вахтанговым при поддержке К.С.Станиславского представляли собой «Собрание верующих в систему Станиславского». В самом названии утверждались задачи Студии – экспериментально-творческая разработка «Системы». В начале 1910-х, когда театральное искусство переживало кризис, связанный с исчерпанностью старых, и даже относительно новых форм (коллективу МХАТ насчитывалось всего 15 лет), возникла необходимость в создании коллективов нового типа. Так повсеместно крепло студийное движение, рождались маленькие театры-студии, творчески объединенные, как «коллектив единомышленников» и ставящие своей целью поиск и апробацию новых театральных идей.

Для Сулержицкого важнейшим принципом был принцип этического оправдания лицедейства. Спектакли, поставленные в театре в дореволюционный период 1913–1916-х – Гибель надежды Г.Хейерманса, Калики перехожие В.Волькенштейна, Сверчок на печи по Ч.Диккенсу, Праздник мира Г.Гауптмана, Потоп Г.Бергера, отличались психологической глубиной, утонченностью и камерностью. Зал на 100 мест был максимально приближен к сцене и это требовало от актеров особой психологической детализации и даже нервной обостренности чувств. В связи с этим Станиславский и Сулержицкий предостерегали студийцев от крайностей натурализма и нервной истерии. Программным спектаклем того периода стал Сверчок на печи, исповедующий проповедь теплоты человеческих отношений, утверждающий радость семейного уюта, веру в рождественскую сказку. В годы Первой мировой войны эта содержательная сторона спектакля звучала особенно актуально. Покровительствуя Первой студии, Станиславский призывал к тому, чтобы в годы войны она была своего рода духовным оазисом для зрителя.

ДРУГАЯ ЭПОХА

После Октябрьской революции направление работы Студии меняется, становится все ближе к острой экспрессии, трагической эксцентрике, театральности. Лучшие работы того периода были связаны с именами М.Чехова и Е.Вахтангова. В историю русского советского театра ярчайшими страницами вошли такие спектакли, как Двенадцатая ночь У.Шекспира (постановка Б.Сушкевича, в роли Мальволио – М.Чехов), Эрик XIV Э.Стринберга (постановка Е.Вахтангова, в роли Эрика – М.Чехов). Период 1921–1924 также характеризуется все большей тягой к яркой театральности, становящейся отчетливой приметой времени. Поставлены спектакли по У.Шекспиру: Укрощение строптивой, Король Лир (Король – И.Певцов, пост. Б.Сушкевича). Итоговым стал спектакль Расточитель по Н.Лескову (пост. Б.Сушкевича), отмеченный актерскими удачами (Молчанов – А.Дикий, Князев – И.Певцов, Минутка – И.Берсенев).

СТУДИЯ СТАНОВИТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ТЕАТРОМ

Сильнейший, разнохарактерный по своим индивидуальностям артистический состав коллектива подготовил рождение в 1924 нового самостоятельного театра – МХТ Второго. Это название дал Первой Студии В.И.Немирович-Данченко, в течение короткого времени бывший директором нового театра. Он же одобрил изображение мхатовской чайки на занавеси Второго МХТ, но в связи с недовольством Станиславского от эмблемы на занавеси пришлось отказаться. Театр получил новое помещение (помещение театра «Альказар» на Триумфальной площади – здание б. Нового театра, ныне – Российского Академического Молодежного театра). Получив автономное художественное руководство, коллектив стал более самостоятельным в своих смелых творческих поисках. К тому времени ансамбль театра составили М.А.Чехов, А.Д.Дикий, С.В.Гиацинтова, С.Г.Бирман, М.А.Дурасова, В.В.Соловьева, А.И.Чебан, В.В.Готовцев, О.И.Пыжова, И.Н.Певцов, И.Н.Берсенев.

ЧЕХОВСКИЙ ПЕРИОД

Целое шестилетие во главе театра стоял М.Чехов, начиная с 1922, еще во времена Студии и до 1928 – года его отъезда за границу. Для театра тот период стал и самым плодотворным, и самым противоречивым. Чехов сыграл лучшие роли – Гамлет (Гамлет У.Шекспира, 1924), сенатор Аблеухов (Петербург А.Белого, пост. С.Бирман, Татаринов, А.Чебан, 1925), Муромский (Дело А.В.Сухово-Кобылина, пост. Б.Сушкевича, 1927). Он продолжал традиции гуманизма, утверждая тему защиты хрупкой духовности человека от зла. Его герои отличались пронзительной человечностью, хрупкостью, но и по-своему силой духа. Особенно были значимы образы-символы, а игра актеров граничила с эксцентрическим гротеском. В этих программных спектаклях утверждалась своя, «чеховская» правда, отрицающая натурализм и быт на сцене. Но смелые установки порождали не только признание, но и враждебное отношение. Коллектив упрекали в отсутствии точных социальных акцентов, склонности к мистике, формализму, политической близорукости, идеалистическому мировоззрению.

Творчество М.Чехова обозначило два театральных направления поисков коллектива – комически-буффонную, площадную и заостренно трагическую. В обеих сферах он был органичен и жанрово непредсказуем – в комедии постоянно высвечивал трагизм, болевые точки страдания, в трагедии нередко был подчас пронзительно комичен. Но то, что удавалось ему соединить в своем творчестве, не всегда удавалось выработать как стиль творческого коллектива. Театр критиковали за эклектичность, стилевую всеядность, отсутствие художественного единства. Необычной пестроте постановок было объяснение – под одной крышей работали индивидуальности, очень разные в творческом отношении и сходные только по сценическому масштабу.

В 1925 был поставлен спектакль, получивший зрительское признание – Блоха по Н.Лескову (пост А.Дикого). Яркий, красочный, захватывающий своей народно-лубочной стихией, изобилующий масштабными актерскими достижениями, спектакль современного звучания, был откровенно враждебно принят Станиславским, увидевшим в нем отказ от заветов художественников. Все это говорило о своеобразии почерка театрального коллектива, самостоятельности, богатстве его устремлений, его творческой неспособности уложиться ни в одно привычное русло. Театр развивался бурно, путем проб и ошибок, стилевых метаний, но это была живая жизнь живого сценического организма.

В годы художественного руководства театром М.Чехова, в коллективе возникла оппозиционная группа из восьми человек, среди которых были: А.Дикий, О.Пыжова, Л.Волков. Они настаивали на «выпрямлении идеологической линии», резко критиковали творческий метод М.Чехова. В 1927 группа оппозиционеров ушла из стен МХАТ второго в другие театры. А в 1928 эмигрировал из советской России М.Чехов.

АКТЕРЫ И РЕЖИССЕРЫ МХАТ ВТОРОГО

С 1928 во главе театра стал И.Н.Берсенев (сначала в составе дирекции, а с 1933 в качестве директора и художественного руководителя). Самым большим достижением того периода стал спектакль о современной жизни и по-настоящему положительном современном человеке – Чудак А.Н.Афиногенова (1929, реж. Берсенев, Чебан).

До 1932 ведущим режиссером театра являлся Б.Сушкевич, поставивший этапные спектакли: Евграф – искатель приключений А.М.Файко (1926, совместно с С.Бирман), Дело А.В.Сухого-Кобылина (1927), Закат И.Э.Бабеля (1928), Человек, который смеется по В.Гюго (1929), Светите, звезды (1930) и Дело чести (1932) И.К.Микитенко, Тень освободителя П.С.Сухотина по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина (1931), Петр I А.Н.Толстого (1930). В центре внимания режиссера были масштабные романтические характеры и конфликты, подчас трагического содержания, острого социального звучания, открытой театральности, сценической выразительности, но это не спасало спектакли от критики, чаще всего за искажение исторической правды или излишнюю метафоричность постановочных решений.

Некоторые спектакли, в основном комедийные, поставила С.Бирман: Бабы по пьесам К.Гольдони (1929), Испанский священник Дж.Флетчера (1934) и др. В ее постановках преобладали смелая сценическая форма, острый гротеск, раскованная эксцентрика, имеющие психологическое оправдание. В последний год существования театра она осуществила две крупнейшие постановки драматического характера – Мольба о жизни Ж.Деваля и Начало жизни С.Первомайского. К режиссуре привлекались и другие ведущие актеры: Берсенев, Чебан, Готовцев, Гиацинтова. Их силами на сцене театра ставились разнообразные спектакли по форме и по жанру. В 1932 Берсеневым и Бирман поставлен лирико-трагедийный спектакль Униженные и оскорбленные по роману Ф.М.Достоевского. Значительным вкладом в интерпретацию Шекспира на советской сцене стал спектакль Двенадцатая ночь (пост. Гиацинтовой и Готовцева, 1933).

В феврале 1936 театр на всеми признанном взлете был закрыт. Никакого официального обвинения театру не было предъявлено, поэтому его нельзя было официально реабилитировать. Наступило время «равнения на МХАТ», в свете которого существование МХАТа второго было лишним. Часть актеров возвратилась во МХАТ, остальными «укрепили» другие московские театры. Берсенев, Гиацинтова, Бирман вошли в труппу театра им. МОСПС, а затем в Театр им. Ленинского комсомола.

Екатерина Юдина

Также по теме:
Театр и Кино

Литература:

Московский Художественный театр Второй. М., 1925
Дикий А.Д. Повесть о театральной юности. М., 1957
Бирман С.Г.Путь актрисы. М., 1959
Берсенев И.Н. Сборник статей. М., 1961
Алперс Б.В. Творческий путь МХАТ второго. Театральные очерки в двух томах, т. 1. М., 1977
Гиациантова С.В. С памятью наедине. М., 1985
Чехов М.А. Литературное наследство в двух томах. М., 1995

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»
В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Неизвестные подробности

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест

Экзамен по Рок-н-Роллу

Пройти тест

Короли

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет