Содержание статьи
    Также по теме

    БИРМАН, СЕРАФИМА ГЕРМАНОВНА

    БИРМАН, СЕРАФИМА ГЕРМАНОВНА (1890–1976), русская актриса, режиссер, педагог. Народная артистка РСФСР (1946). Родилась 29 июля (10 августа) 1890 в Кишиневе. Окончила Драматическую школу А.И.Адашева в Москве и в 1911 была принята в труппу Московского Художественного театра. В 1913 перешла в 1-ю Студию МХТ, продолжая участвовать в спектаклях Художественного театра, где первой ролью С.Г.Бирман стала госпожа Босс (Гибель «Надежды» Г.Хейерманса). Из наиболее известных ролей, сыгранных Бирман тогда на сцене МХТ, современники отмечают Гортензию (Хозяйка гостиницы К.Гольдони, 1914).

    В 1924–1936 Бирман – актриса МХАТа II, созданного на основе студии. В этот период играет много, по отзывам критики, ярко, гротесково, ее наиболее известными ролями, вошедшими в золотой фонд русского театра, стали Халдейка (Блоха Н.С.Лескова), королева Анна (Человек, который смеется В.Гюго), Вдовствующая королева (Эрик ХIV А.Стриндберга), Анна Трощина (Чудак А.Афиногенова), Улита (Тень освободителя М.Е.Салтыкова-Щедрина) и другие. Здесь же Бирман дебютирует как режиссер (Любовь – книга золотая А.Н.Толстого, 1923). В 1936, когда после отъезда за границу М.А.Чехова МХАТ II закрыли, Бирман вместе с частью труппы перешла в Театр им. МОСПС. Здесь начала работать как режиссер (в 1936 поставила Вассу Железнову М.Горького, сыграв главную роль, затем осуществила постановку пьесы А.Афиногенова Салют, Испания!, где сыграла роль Матери). В 1938 Бирман переходит в Московский театр им. Ленинского комсомола, который в то время возглавил ее товарищ по Художественному театру и МХАТу II И.Н.Берсенев. С 1938 по 1958 – актриса и режиссер этого театра. Здесь раскрылись такие черты творчества Бирман, как четкость психологического решения роли и спектакля в целом, острота формы, публицистическая направленность, обостренное гражданское чувство. В 1942 на сцене Театра им. Ленинского комсомола была поставлена и сыграна Васса Железнова, но на этот раз в характере своей героини Бирман подчеркивает черты, отсутствовавшие в первой сценической интерпретации: глубокое чувство одиночества, острый ум, душевная сила, материнская любовь, готовая на любые жертвы. Среди значительных работ Бирман периода работы в Театре им. Ленинского комсомола – Фанни Ферелли (Семья Ферелли теряет покой Л.Хеллман), майор Анна Греч (Так и будет К.Симонова) и другие. Режиссерские работы данного периода отличаются, по свидетельству критиков, лаконичностью при четкости психологического рисунка и ярко выраженной театральности (Зыковы М.Горького, 1940; Живой труп Л.Н.Толстого,1942; Сирано де Бержерак Э.Ростана, 1943; Семья Ферелли теряет покой Л.Хеллман, 1945; Под каштанами Праги К.Симонова, 1945; Русский вопрос К.Симонова,1947, и другие). Бирман неоднократно ставила спектакли в Ташкенте, Ленинграде, Риге.

    С 1925 Бирман снималась в кино (Кума в Закройщике из Торжка). Лучшей работой актрисы единодушно считается трагический образ Ефросиньи Старицкой (Иван Грозный, 1945, Государственная премия СССР, 1946). С большим успехом она снималась в комедийных ролях (Доктор в Безумном дне, 1956; Констанция Львовна в Обыкновенном человеке, 1957).

    Умерла Бирман в Москве 11 мая 1976.

          СЕРАФИМА ГЕРМАНОВНА БИРМАН

    Литература

    Бирман С. Актер и образ. М., 1934
    Бирман С. Труд актера. М., 1939
    Марков П.А. Театральные портреты. М. – Л., 1939
    Фельдман З. С.Г.Бирман. М. – Л., 1948
    Бирман С. Путь актрисы. М., 1959