Содержание статьи
    Также по теме

    ГУБЕНКО, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

    ГУБЕНКО, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (р. 1941), русский режиссер, сценарист, актер театра и кино, общественный деятель. Народный артист РСФСР (1985). Лауреат премии Ленинского комсомола (1972), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1973). В 1989–1991 министр культуры СССР. Президент Международной ассоциации содействия культуре (с 1992). В 1964–1968 и с 1980-х актер Театра на Таганке, с 1987 – главный режиссер, после раздела театра – руководитель «Содружества актеров Таганки».

    Родился 17 августа 1941 в Одессе. Родители погибли во время Великой Отечественной войны, и детство прошло в одесском детском доме. Эти обстоятельства так или иначе прослеживаются во всей творческой и общественной деятельности Н.Губенко, ставшего одной из сложных и в то же время цельных фигур, вызывающей у окружающих самую противоречивую гамму эмоций – от доверия и восхищения до негодования и ненависти.

    Окончил актерский (1964) и режиссерский (1970) факультеты ВГИКа (педагогами оба раза были Т.Макарова и С.Герасимов). В 1962–1963 параллельно с учебой во ВГИКе занимался в Государственном цирковом училище.

    Профессиональный актерский дебют состоялся в 1964 – в фильме Марлена Хуциева Мне двадцать лет (Застава Ильича), роль Коли Фокина. Фильм был хорошо принят критикой и зрителями; в том же году вышли в прокат еще два фильма с его участием – Пока фронт в обороне и Пядь земли. Однако он делает шаг, нетипичный для выпускника кинематографического вуза, – принимает предложение Ю.Любимова о зачислении в труппу только что организованного Театра на Таганке. Именно этот шаг предопределил парадоксальные повороты в его судьбе.

    Индивидуальности Н.Губенко всегда было свойственно не часто встречающееся на экране чувство истинной театральности, условности, эксцентрики, странным образом сочетающееся с психологической убедительностью. И – мощный темперамент, то открыто рвущийся наружу, то подспудный, оставляющий ощущение сжатой пружины. Эти качества сделали его «своим» на Таганке, в театре со сложной и непривычной эстетикой. При всей разнице индивидуальностей, В.Золотухин, В.Высоцкий, И.Бортник, Л.Филатов, А.Демидова, З.Славина и Н.Губенко – звезды молодого театра – составляли художественную цельность общей стилистикой игры. Сыграл роли в легендарных таганковских спектаклях – Летчик (Добрый человек из Сезуана), Печорин (Герой нашего времени), Емельян Пугачев (Пугачев), Керенский (Десять дней, которые потрясли мир) и др. В тот же период снимался в нескольких фильмах. Наиболее близкими индивидуальности актера были тогда кинематографические роли Пети Дачникова (Последний жулик) и Яши-барончика (Первый курьер), где сочетание «театральной» и «кинематографической» эстетики прозвучало особенно ярко.

    В 1968, несмотря на успешно складывающуюся театральную карьеру, ушел из театра на Таганке и вернулся во ВГИК, уже на отделение режиссуры. После окончания института работал режиссером-постановщиком на «Мосфильме». Лишь позже, к 1977, стала ясна цель, к которой он шел все это время – фильм Подранки, снятый им по собственному сценарию (Приз «Бронзовый Хьюго» Международного кинофестиваля в Чикаго, 1977; Почетный диплом Союза иранских кинокритиков на МКФ в Тегеране, 1977; Главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Ереване, 1978; Приз «Золотая гроздь» МКФ в Сантарене, 1978). Этот фильм принято считать автобиографичным. Но Подранки – более чем автобиографичный фильм. Его можно определить как программный для Н.Губенко, отражающий его творческое и общественное кредо. Более поздние его фильмы (Из жизни отдыхающих, И жизнь, и слезы, и любовь…, Запретная зона) продолжили линию пронзительно-поэтической и грустной романтики.

    Актерские и режиссерские работы Губенко – эстетически пересекающиеся линии: эксцентрическая и романтически-эмоциональная. Можно говорить о единстве несочетаемого, в котором уживаются: и пафос, и фиглярство, и поэтическая лирика, и общественный темперамент, и трогательность, и жесткость. Наиболее ярко эти качества проявились у него в смешном и трагическом фильме Прошу слова, где он выступил достойным партнером блистательной И.Чуриковой. Как режиссер к участию в своих фильмах Н.Губенко привлекал актеров, отнюдь не склонных к простой актерской стилистике (Р.Быков, Г.Бурков, А.Солоницын, Р.Адомайтис, С.Мартинсон, Н.Гундарева, Е.Евстигнеев и Ж.Болотова). При этом даже критики, скептически относящиеся к творческой индивидуальности режиссера Губенко, отмечали цельность актерского ансамбля его фильмов.

    Ни один разговор о кинематографической режиссуре Н.Губенко не обходится без упоминания мелодрамы. Главное, что взято на вооружение режиссером из мелодрамы – это однозначность нравственной позиции, отсутствие этического релятивизма. (Этим жанр мелодрамы и отличается от реальности, которая всегда сложнее и многообразнее подобной схемы). Подобную, несколько наивную и прямолинейную трактовку нравственности Н.Губенко перенес на все проявления своей общественной и творческой жизни. Практически каждой своей акцией (будь то спектакль, фильм, выступление в Государственной Думе, интервью и т.д.) он как бы декларирует принципы, сложившиеся еще в раннем детстве: веру в добро, жажду социальной справедливости, последовательное противодействие рыночным отношениям и т.п. Обобщенно его позицию можно сформулировать так: принципы социального устройства, которые помогли ему выжить в трагических обстоятельствах 1940-х, не могут оказаться неправильными или безнравственными и сегодня. Это отсутствие гибкости не раз оборачивало общественное мнение против него.