Содержание статьи
    Также по теме

    КАПЛЕР, АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

    КАПЛЕР, АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1904–1979), русский советский сценарист, драматург, режиссер, актер театра и кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Родился 11 октября 1904 в Киеве. Как многие представители его поколения, рано связал свою жизнь с искусством: в 1920 актер молодежного киевского театра «Арлекин», в организации которого принимал деятельное участие вместе с Г.Козинцевым и С.Юткевичем, в 1921 актер ФЭКС, организованной в Петрограде Козинцевым и Л.Траубергом. Участвовал в поставленной фэксами приключенческой картине Чертово колесо (1926), где сыграл норвежского моряка, и экранизации гоголевской Шинели (1926, реж. Козинцев, Трауберг, сцен. Ю.Тынянов); киноведы отмечали, что игра Каплера, воплотившего Значительное лицо, отличаясь чрезмерным демонизмом, выпадала из общего строя картины. После работы ассистентом режиссера на фильме А.Довженко Арсенал (1928) написал несколько сценариев «культурфильмов», которые поставил в качестве режиссера, – Женщина в Совете (1929), Право на женщину (1930), Шахта 12–18 (1931) и др.

    Среди написанных в 1930-е годы сценариев особым успехом пользовался Ленин в Октябре (1937, реж. М.Ромм), положивший начало советскому жанру киноленинианы. Фильм, готовившийся к двадцатилетию революции, имел сложную судьбу, но, в конце концов, принятый высокими заказчиками, был восторженно оценен критикой. За ним последовал фильм Ленин в 1918 году (1939), также поставленный Роммом. Обе ленты были удостоены Государственной премии СССР (1941). На основе сценария Каплер с женой и соавтором Т.Златогоровой написал одноименную пьесу, поставленную в 1940 Ленинградским театром драмы им. Пушкина; новый вариант той же пьесы под названием Грозовой год был поставлен в 1957.

    Из работ Каплера военного периода стоит отметить сценарий хроникального фильма День войны (1942). Снятый режиссером М.Слуцким, он отчасти уже своим построением напоминал о поисках советского искусства предыдущего десятилетия: авторами предпринята попытка показать жизнь страны, уместившуюся в пределы одних суток. Удачным был сценарий приключенческой ленты Котовский (1942), по которому режиссер А.Файнциммер сделал превосходную динамичную ленту. Пробыв несколько месяцев в партизанском крае, Каплер по собственным корреспонденциям написал сценарий Мирные люди. Сделанный по нему режиссером Ф.Эрмлером фильм Она защищает Родину (1943; Государственная премия СССР, 1946) стал одним из самых известных фильмов в советской кинематографии.

    Затем наступил долгий перерыв в работе: Каплер был арестован. Сталинский лауреат, с 1939 преподаватель ВГИКа, преуспевающий сценарист, он посчитал, что ему многое позволено, и начал ухаживать за дочерью Сталина, тогда еще десятиклассницей. Их бурный роман получил огласку. В заключении Каплер провел десять лет – с 1943 по 1953, и лирическая драма За витриной универмага (следующая картина по его сценарию) была снята лишь в 1955 режиссером С.Самсоновым (это был дебют последнего в кино).

    Из поздних работ несомненно успешными оказались сценарий кинокомедии Полосатый рейс (1961, совм. с В.Конецким), по которому режиссер В.Фетин сделал фильм, и сценарий фильма Человек-амфибия (1961, совм. с А.Гольдбергом, А.Ксенофонтовым; реж. Г.Казанский, В.Чеботарев), ставший одним из абсолютных лидеров проката в советском кино. Человек в высшей степени обаятельный, располагающий к себе, Каплер был душой «Кинопанорамы» (он был одним из тех, кто организовал программу). Конец жизни Каплера освещен любовью и браком с поэтессой Ю.Друниной.

    Умер Каплер в Москве 11 сентября 1979.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Каплер А. Кухня характеров. – В сб.: Как мы работаем над сценарием. М., 1936
    Каплер А. Писатель и кино. – Октябрь, 1958, № 10
    Козинцев Г. Алексей Каплер. – Советский экран, 1960, № 15
    Каплер А. Киноповести. М., 1962
    Агишев О. Мастер. – Искусство кино, 1974, № 10
    Каплер А. Избранные произведения, т. 1–2., М., 1984
    Друнина Ю. Горький урок человековедения. – Искусство кино, 1993, № 3