Содержание статьи

    СЦЕНАРИЙ

    СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena – сцена), термин имеет несколько значений.

    1. Изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа, т.е. не обусловленное заданным драматургическим текстом. В отличие от пьесы, не содержит диалогов и монологов. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом – жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей. По сценарному принципу строились практически все виды народного театра, особенно – комедийного (древнегреческого – мим, древне-римского – фесценнины, древне-русского – скоморохов, европейского и славянского – кукольного, французского – ярмарочного, итальянского – дель арте, и т.д.). Сохранение общей сюжетной канвы обусловлено образами-масками, действующими в рамках своих постоянных характеров и акцентирующих не индивидуальные, а типические черты своих персонажей. Скажем, русский Петрушка (английский Панч, итальянский Пульчинелла, французский Полишинель) при всей вариантности текста может действовать только в схеме гротескно-конфликтного насмешника, весельчака и балагура. Наибольшее количество постоянных образов-масок создала итальянская комедия дель арте (Панталоне, Доктор, Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Тарталья и др.). Это определило и большое количество ее сценариев. С начала 17 в. начали выпускаться отдельные сборники сценариев дель арте, авторами которых чаще всего были ведущие актеры трупп (капокомико). Первый сборник, выпущенный Ф.Скала в 1611, содержал 50 сценариев, по которым могло развиваться действие.

    В современном зрелищном искусстве подобные сценарии разрабатываются для цирковых клоунад и реприз, пантомим, эстрадных комических и пародийных номеров.

    2. В драматическом театре существует понятие режиссерского сценария, содержащего как действенный анализ пьесы для ее сценической трактовки, так и партитуру сценических эффектов (свет, перестановка декораций, звуковое и музыкальное сопровождение и т.п.). По такому сценарию помощник режиссера, отвечающий за проведение спектакля, следит за своевременным выходом на площадку действующих лиц и за работой технических цехов (монтировщиков, осветителей, звукооператоров).

    3. В драматургии термин «сценарий» может относиться к плану будущей пьесы, наброску драматического произведения (чаще – «сценарная разработка»).

    4. В балетном театре сценарий включает в себя подробную запись сюжета с описанием всех танцевальных и пантомимических партий.

    5. В оперном театре термин «сценарий» употребляется в качестве синонима слова «либретто», драматургического плана спектакля.

    6. В кинематографе сценарием называется литературная основа, по которой снимается фильм (то же, что для драматического театра – пьеса). Режиссерский сценарий фильма включает в себя хронометрированную покадровую запись ленты, с указанием композиции кадра, точки съемки, движения камеры, перемещения актеров, звучащего текста, звукового и музыкального сопровождения, установленного света и т.д., – т.е., координацию работы всей постановочной бригады фильма.

    Татьяна Шабалина

    Литература Перетц В.Н. Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе имп. Анны Иоанновны в 1733–1735 гг. Тексты, П., 1917
    История западно-европейского театра под общей редакцией С.С.Мокульского. Т.1, М., 1956
    Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991