Содержание статьи

    ПУЛЬЧИНЕЛЛА

    ПУЛЬЧИНЕЛЛА, неаполитанская маска комедии дель арте, принадлежащая к южному квартету масок.

    Второй дзанни, Пульчинелла появился в Неаполе в конце 16 в. О происхождении маски существует множество гипотез. Наиболее убедительной представляется гипотеза, которую поддерживают многие авторитетные ученые, начиная с 18 в. и до наших дней: маска Пульчинеллы есть продолжение и развитие образа древнеримского Маккуса, персонажа народных аттелан. В качестве доказательства могут служить два аргумента: внешний вид Пульчинеллы (фигура, лицо, костюм) очень близки внешнему виду Маккуса; маска Пульчинеллы появляется именно в тех областях Южной Италии (территория нынешней Кампаньи), где в римские времена процветала народная комедия, породившая Маккуса. Само имя возникло, как предполагает итальянская театральная энциклопедия, от слова pulicinello (маленький цыпленок), что указывает на крестьянские корни маски. Считается, что Пульчинелла родом из Кавы или из Аччеры, что близ Неаполя. Он одет, как и подобает крестьянину, в белый балахон, подхваченный поясом, и белые свободные панталоны. На голове у него высокий большой белый колпак и черная полумаска с резко выдающимся вперед носом-клювом. Характерным внешним признаком Пульчинеллы является также горб или торчащий живот, а иногда то и другое вместе (двойная горбатость). Завершил формирование маски на рубеже 16–17 вв. Сильвио Фьорилло, знаменитый актер комедии дель арте. Маска Пульчинеллы получила большое распространение в течение первых десятилетий 17 в. не только в Неаполитанском королевстве, но и в остальной Италии, и за ее пределами. Во Франции его назвали Полишинелем, в Англии он получил прозвище Панч.

    Пульчинелла – не только одна из двух (наряду с Арлекином) самых любимых и популярных масок комедии дель арте, но и одна из самых необычных и загадочных масок этого театра. Обычно маска закрепляла строго определенный социальный и психический тип, т.е. была однозначной. Пульчинелла же выделялся из всех остальных масок своей неоднозначностью. «Маска Пульчинеллы, – пишет исследователь итальянского театра Пандольфи, – охватывает различные и часто решительно противоположные свойства и качества неаполитанской среды» На сцене Пульчинелла выступал в разных обличьях, выражая разные характеры и психологию различных слоев неаполитанского населения в целом, а не просто одной какой-нибудь его социальной прослойки». Он мог быть торговцем, огородником, сторожем, художником, солдатом, контрабандистом, вором, бандитом... Преобладающей чертой его характера являлась, конечно, глупость, но так было далеко не всегда. Он мог быть и умен, и ловок, и хитер. Для людей, которые знакомились с ним впервые, он казался олицетворением неаполитанских низов. Пульчинелла часто выступает в роли слуги, почти всегда он очень беден и очень голоден, но в некоторых сюжетах он неожиданно становится богатым. Встречаются сценарии, где Пульчинелла выступает даже в роли придворного. В отличие от других дзанни Пульчинелла не всегда холост. Часто он предстает в роли мужа (нередко рогатого), окруженного толпой голодных ребятишек. «Пульчинелла – неаполитанская маска, чьей характерной особенностью является отсутствие характера», – такое определение дает итальянский толковый словарь.

    На первый взгляд кажется странным, что великий итальянский драматург Карло Гольдони, осуществляя свою реформу и трансформируя наиболее популярные маски комедии дель арте в характеры современных ему людей, персонажей своего театра, отказался от Пульчинеллы, маски столь знаменитой и почитаемой. Но Гольдони брал наиболее удобные, четкие по своей принадлежности маски. Столь многозначную, многоликую маску, каким был Пульчинелла, было затруднительно трансформировать в какой-нибудь один характер. Но маска Пульчинеллы не умерла. Именно его многоликость сохранила ему жизнь. Ведь один Пульчинелла, так широко представляя Неаполь, вмещал в себя целый театр.

    После гибели в конце 18 в. комедии дель арте Пульчинелла стал главным персонажем неаполитанского диалектального театра. И даже стал героем специальных представлений, которые назывались пульчинеллатами. В комедиях неаполитанских актеров-авторов Антонио Петито, Эдуардо Скарпетты, Раффаэле Вивиани, Эдуардо де Филиппо главный мужской персонаж или был Пульчинеллой, или своим происхождением был обязан этой маске. Он был стержнем пьесы, тем корнем, из которого вырастало все остальное – другие действующие лица и сюжет; его характер определял и главную тему, и главную мысль пьесы. Центральный персонаж неаполитанской сцены мог иметь другое имя и носить другое платье, но он всегда сохранял в себе некоторые черты своего пращура – маски Пульчинеллы, и по ходу действия комедии мог легко переходить к импровизациям и лацци. Таким образом, традиция комедии дель арте на юге Италии, в Неаполе (единственном регионе страны), не прерывалась никогда, и благодаря Пульчинелле естественно дошла до наших дней.