Содержание статьи

КОЕН, БРАТЬЯ

КОЕН, БРАТЬЯ Джоел (Coen, Joel) (р. 1954), американский режиссер, сценарист и Этан (Coen, Ethan) (р. 1957), американский продюсер, сценарист.

Отношение к братьям Коэнам двоякое. Есть те, кто не приемлет творчество Коэнов, называют их псевдоинтеллектуалами, снимающими заумное кино для кучки фанатов. Другие их почитают и назовут множество причин, почему они крупные фигуры в современном искусстве, проведут ряд параллелей и отсылок, найдут философские глубины, которых, может быть, там вовсе и нет.

Джоел Коэн родился 29 ноября 1954 в Миннеаполисе, штат Миннесота, США. Его родной брат Этан Коэн родился 21 сентября 1957 там же. Оба учились в колледже Simon's Rock в Грейт Баррингтон, Массачусетс. Затем оба получили высшее образование в престижных заведениях: Джоел окончил Университет Нью-Йорка, Этан – Принстон. Их дебют в кино – малобюджетный детектив Просто как кровь (1984). Техасский богач нанимает частного сыщика, чтобы найти и убить его жену (актриса Фрэнсис Макдорманд в том же году стала супругой Джоела Коэна), сбежавшую с любовником. Но, как и полагается в «черном фильме», ситуация выходит из-под контроля и события разворачиваются так, как не предполагает ни один из героев. Фильм имел относительный успех в ограниченном прокате, но вызвал бурю восторгов критиков. Эта формула реакции на фильмы Коэнов – пристальное внимание немалого, но недостаточного для блокбастера контингента поклонников и похвалы кинообщественности – сохраняется и в настоящее время. В этом фильме проявились основные черты визуального и сценарного стиля братьев.

Их герои – простые люди из глубинки, вследствие обуреваемых ими страстей совершающие поступки один глупее другого, сюжетная канва в той или иной степени опирается на жанр детектива (и в частности, «черного фильма» 1940–1950-х), равно как и тщательно выстроенный, намеренно гротескный визуальный ряд. А актеры в их фильмах играют совершенно неожиданные для них роли и создают образы, не свойственные их устоявшемся имиджу. В Просто как кровь, например, роль сыщика сыграл характерный актер М.Эммет Уолш, до и после этого фильма такой сложной роли не игравший.

«Черная» комедия Воспитывая Аризону (1987) подтвердила, что Коэны очень необычные художники. Бывший преступник и бывшая женщина-полицейский, отчаявшись завести ребенка, похищают чужого, что опять-таки ведет к массе непредсказуемых последствий. Прекрасно сыгранные Николасом Кейджем и Холли Хантер герои попадают из одной смешной ситуации в другую, встречая на своем пути множество персонажей еще более эксцентричных, чем они сами (чего стоят одни лишь байкеры-киллеры, идущие по следу похитителей). Особо стоит отметить операторскую работу Барри Сонненфелда, впоследствии режиссера таких хитов, как Семейка Аддамс (1991) и Люди в черном (1997).

От легкой непринужденной комедии Коэны уходят к тонкой стилизации под гангстерский фильм Перекресток Миллера (1990, приз за режиссуру на кинофестивале в Сан-Себастьяне), действие которой происходит во время Сухого закона. Главный герой, гангстер Том Рейган оказывается в эпицентре войны между мафиозными группировками. Штампы гангстерского кино (манеры речи и поведения боссов, стандарты завязок конфликтов и даже перестрелки) доведены Коэнами до абсурда и блестяще разыграны актерским ансамблем, от Гэбриэла Берна и Джона Туртурро до Марсии Гей Харден и британской легенды Альберта Финни в роли главаря одной из группировок. Сенсацией в мире арт-хаусного кино становится Бартон Финк (1991). Действие происходит в 1941, накануне вступления Америки в войну. Молодой театральный драматург из Нью-Йорка получает приглашение поработать в Голливуде, написав сценарий второсортного спортивного фильма о борьбе. Остановившись в Лос-Анджелесе в небольшом отеле, драматург пытается написать сценарий, чему мешают те же непредвиденные обстоятельства, например, странный сосед, оказывающийся маньяком-убийцей. Фильм о конфликте творчества и ремесленничества, о свободе самовыражения. Но Коэны не были бы Коэнами, если бы свели все дело к простой сатире на Голливуд. Скорее всего, Бартон Финк – рассказ о муках создания произведения искусства, о непостижимости творческого процесса, облеченный в традиционную для братьев гротескную ироничную форму. Фильм прекрасно сыгран (в первую очередь Джоном Туртурро в роли Финка, Джоном Гудманом в роли соседа и Майклом Лернером в роли голливудского магната) и визуально производит впечатление. Братья впервые работают в этом фильме со своим ставшим впоследствии их постоянным соратником, выдающимся оператором Роджером Дикинсом. Жюри кинофестиваля в Канне под председательством Романа Поланского отдало кинокартине три главных приза: за фильм, режиссуру и мужскую роль (Туртурро).