Также по теме

КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ

КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ. В театральных спектаклях современного периода в качестве куклы-действующего лица может выступать практически любой предмет, «оживленный» актером – от бытовой вещи (флакон из-под духов, старая игрушка, веер, цветок и т.д.) до специально изготовленной бутафором. Существуют и специфические виды кукол, конструкции которых разработаны специально для театральных представлений.

ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Современная кукольная театральная практика аккумулирует достижения множества видов искусства и разнообразных гуманитарных и естественных научных дисциплин – от классических до эзотерических. В 20 в. широкое распространение получил и встречный процесс: отталкиваясь от изучения театра кукол, научные и практически изыскания во многих сферах человеческой деятельности позволили осуществить целый ряд открытий, выводящих современную науку на новый уровень. Скажем, на взаимодействие с театральной куклой опираются врачи в лечении некоторых видов психических заболеваний. Или: ряд основополагающих этнографических исследований практически полностью выстроены на материалах изучения национальных театров кукол (например, индонезийского театра «ваянг-кулит»). Или: фундаментальная работа советского филолога О.М.Фрейденберг Семантика постройки кукольного театра (1926) открыла новые границы не только перед мировой классической филологией, но и культурологией в целом. Все это, несомненно, связано с неисчерпаемыми возможностями самой театральной куклы, сопровождающей человечество с самых ранних времен его существования.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ

Первые исследования о происхождении театральной куклы были предприняты в 19 в. Французский писатель Ш.Нодье в1842 выдвинул гипотезу «детского» происхождения куклы. Согласно Нодье, первую куклу изобрела «Первая Девочка» в силу своего материнского инстинкта; эта кукла стала прообразом марионетки, а ее взаимоотношения с девочкой – прообразом всего театрального искусства. Несколькими годами позже археолог Ш.Маньян выдвинул альтернативную гипотезу: театральная кукла возникла благодаря попыткам человека «оживить», сделать подвижным изображение бога. Обе гипотезы вызвали многочисленные дискуссии и споры. Но лишь в 20 в. развитие культурологии позволило внести в них существенные коррективы и переложить основные акценты на обрядовые корни возникновения куклы, – как и театра в целом.

Обращаясь к изучению ранних обрядов, первобытного мышления, мифологии, исследователи установили, что кукла, несмотря на ее кажущийся «игрушечный» характер, – это существо хтоническое, то есть, связанное с иным, потусторонним миром. Практически у всех народов (славянских, африканских, азиатских, древне-европейских, австралийских, североамериканских индейцев и т.д.) кукла изначально принадлежала к миру умерших или к миру духов, в ней отражались взаимоотношения с ушедшими предками; ей разрешалось делать то, что не дозволено делать здесь, в мире живых. Эта принадлежность к «иному» миру подчеркивается внешними признаками кукол: они гротескны, зачастую уродливы, традиционно трех- или четырехпалы, «разговаривают» странными пронзительными голосами (что достигается с помощью специального приспособления – пищика). Напомним, что в архаическом мышлении именно уродство, ненормированность считались признаками иного, потустороннего мира (отголоски этого мы видим в более позднем традиционно-сакральном отношении к юродивым, блаженным, горбатым, кликушам и т.п.).

Уже у шаманов одним из важнейших атрибутов камлания становится перчаточная кукла с намеченными глазами, иногда – ртом. Перчаточная кукла возникает и в древнегреческом балагане. Более того, некоторые исследователи видят непосредственную связь театра кукол с античной трагедией, где актеры выступали в масках и на котурнах, что давало персонажу преувеличенный, «нечеловеческий» облик и неестественную механическую пластику.

Система архаических взаимоотношений человека с куклой находит свое отражение и в современной театральной практике. Так, например, квалифицированные кукольные мастера до сих пор пользуются следующим приемом: закончив куклу, бросают ее на стол, и, в зависимости от того, как она ложится, определяют, живет кукла своей жизнью, или нет. Или: считается, что при изготовлении кукол глаза следует делать в самый последний момент. После этого кукла «получает душу», и дальнейшие доделки и исправления лица или фигуры могут причинить ей боль.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ

Верховые куклы – т.е., те, что во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней кукольника. Термин введен в оборот русскими народными кукольниками, противопоставляющими верховых кукол марионетке. Верховые куклы, в свою очередь, подразделяются на несколько видов.