Содержание статьи
    Также по теме

    КУРОСАВА, АКИРА

    КУРОСАВА, АКИРА (Kurosawa, Akira) (1910–1998), японский кинорежиссер, один из ведущих представителей гуманистического направления искусства 20 в. Новаторство Куросавы, применившего синтез русского эпического полотна, западного гангстерского фильма и вестерна, вдохновило многих его последователей на подражание.

    Родился 23 марта 1910 в Токио. В 1927, решив стать художником, поступил в школу западной живописи Досюся. В 1936 стал ассистентом режиссера на токийской киностудии. В 1943 поставил первый полнометражный художественный фильм Сугата Санзиро или Легенда о великом мастере дзюдо, имевший успех у японских зрителей. Среди его первых работ выделяется Пьяный ангел, фильм о гангстере, умирающем от рака. Это первая совместная работа с молодым актером Тосиро Мифуне. Мировую известность Куросаве принес фильм Расёмон (в ролях Тосиро Мифуне и Такеси Симура), поставленный по произведениям Р.Акутагавы Ворота Расёмон и В чаще. Новаторский в плане сюжетного повествования фильм (история изнасилования и убийства рассказана с четырех разных точек зрения) получил Гран-При на кинофестивале в Венеции «Золотой Лев» и премию Американской Академии Киноискусства «Оскар» за лучший иностранный фильм года. Фильм Расёмон открыл западному зрителю послевоенное японское кино.

    В 1951 Куросава экранизировал роман Ф.М.Достоевского Идиот, перенеся действие в послевоенную Японию, но сохранив дух и глубину первоисточника. В следующем году поставил Жить / Икиру (приз «Серебряный Медведь» на МКФ в Берлине) – историю о чиновнике, который узнав, что умирает, пытается осмыслить, переоценить свою жизнь и успеть сделать что-то перед смертью.

    Этапной для мирового кино стала картина в жанре «дзидайгеку» (фильмы о воинах феодальной Японии – самураях) Семь самураев, в которой отчетливо ощущаются мотивы американского вестерна. Режиссеры этого жанра и, в частности, Джон Форд оказали большое влияние на творчество Куросавы. Рассказ о группе самураев, обороняющих деревню от шайки разбойников, представлен как эпическое полотно, с мастерски поставленными сценами боев и ярко выписанными полноценными характерами персонажей. Впечатление, которое производит ключевое сражение в Семи самураях, является результатом не столько самих событий, сколько набора технических приемов. Но главное в Семи самураях – гуманистический посыл фильма, в рамках жанрового кино воспевающего такие понятия, как героизм и верность долгу. Кинокартина оказала неоценимое влияние на развитие кинематографа, не раз входя в списки десяти лучших фильмов, составляемые по опросам деятелей кино и кинокритиков. В 1960 в Голливуде на основе Семи самураев был поставлен вестерн Великолепная семерка.

    В 1957 Акира Куросава экранизировал произведения сразу двух классиков мировой литературы – Уильяма Шекспира и Максима Горького. Перенеся действие пьесы Шекспира Макбет в средневековую Японию, Куросава создал Трон в крови (или Замок паутины, в роли Макбета – Тосиро Мифуне), визуально завораживающую историю о разрушающей силе власти. Действие пьесы Горького На дне режиссер перенес в современную Японию, наделяя фильм точными психологическими образами и нюансами. В следующем году Куросава снял в жанре «самурайского фильма» (в более легком, комедийном варианте) кинокартину Затаенная крепость, сюжетные ходы которой легли в основу известного фильма Джорджа Лукаса Звездные войны (1977).

    Отголоски шекспировского Гамлета отчетливо ощущаются в психологической драме Плохие спят спокойно, истории о сыне бизнесмена, который мстит косвенным убийцам своего отца, доведенного ими до самоубийства. Одной из вершин жанра самурайского фильма стала комедия Куросавы Телохранитель (в главной роли Тосиро Мифуне – приз МКФ в Венеции за роль) о воине, которого нанимают одновременно две враждующие банды. Этот фильм – сатира на условности японского исторического фильма. Двумя годами позже сюжет Телохранителя лег в основу картины Серджио Леоне, первопроходца жанра «спагетти-вестерн» (фильмы о Диком Западе, которые снимались итальянскими режиссерами в Италии), За пригоршню долларов с Клинтом Иствудом в главной роли.

    Одна из лучших работ режиссера – Рай и Ад, экранизация детективного романа Королевский выкуп Эда Макбейна (под псевдонимом Эван Хантер), в котором Куросава поставил проблему классовой ненависти в капиталистической Японии. Фильм о преуспевающем бизнесмене, сына которого похищает студент, разделяющий взгляды Раскольникова.

    Необходимость гуманистического отношения к миру и к людям – основная мысль кинокартины Красная Борода, в котором свою, возможно, лучшую роль сыграл Тосиро Мифуне (приз МКФ в Венеции). Из-за творческих разногласий (и, в первую очередь, из-за финансовых интересов Мифуне, основавшего собственную компанию, сделавшую упор на развлекательной продукции) союз режиссера и актера распался.

    Режиссер получил предложение работать в Голливуде и переехал в США. Первый проект, философскую драму Поезд-беглец, реализовать не удалось (в 1986 фильм будет поставлен в США Андреем Кончаловским). В 1967 Куросава заключил контракт с голливудской киностудией «20 век Фокс» на постановку японской части кинокартины Тора! Тора! об атаке на Перл-Харбор в декабре 1941. Однако невозможность работать в условиях Голливуда заставила его отказаться от съемок и, выплатив неустойку, он вернулся в Японию. В 1969 Куросава вместе с режиссерами Кейсуке Киношита, Масаки Кобаяши и Коном Ичикавой (считающими себя его учениками) основал компанию «Четыре всадника» и поставил свой первый цветной фильм Додескаден (Под стук трамвайных колес). Фильм провалился в прокате, а студия разорилась. В декабре 1971 Акира Куросава совершил попытку самоубийства. Его удалось спасти.

    В 1973 он получил предложение от киностудии «Мосфильм» экранизировать роман Владимира Арсеньева Дерсу Узала. Роль Арсеньева исполнил Юрий Соломин. Выйдя на мировые экраны в 1974, Дерсу Узала получил прекрасные отзывы прессы и удостоился премии «Оскар» за лучший иностранный фильм года. Но фильм не имел успеха у зрителей, и Куросава в течение нескольких лет не мог найти средств на новый проект Кагемуша / Тень воина. Деньги на постановку дали Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас, которые очень высоко ценили творчество Куросавы, и его влияние на них огромно. В этой эпической кинокартине о воре, ставшем двойником правителя в средневековой Японии (Золотая Пальмовая Ветвь МКФ в Канне, номинация на «Оскар» за лучший иностранный фильм года) наиболее полно проявилось умение режиссера сочетать тончайшие психологические нюансы и тщательно выписанные характеры персонажей с грандиозностью и масштабностью постановки.

    Фильм Ран / Смута по сути является экранизацией шекспировского Короля Лира. Действие фильма перенес в феодальное прошлое Страны Восходящего Солнца и поставил как грандиозное эпическое полотно, необходимое для создания этого масштабного трагического произведения. Этот фильм вызвал настоящий фурор у западной кинообщественности и был представлен к соисканию «Оскаров» в номинациях «режиссура», оператор, художник-постановщик, но был удостоен только одной статуэтки – за костюмы.