Также по теме

МИХАЛКОВ, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ

МИХАЛКОВ, НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ (р. 1945), русский кинорежиссер, актер, сценарист, продюсер. Народный артист России (1984). Награжден орденами «За заслуги перед отечеством» III степени (1995) и «За заслуги перед отечеством» II степени (2005). В 2005 был удостоен высшей общественной награды России ордена Александра Невского «За труды и Отечество», лауреат Государственных премий РФ (1993, 1999). В 2004 награжден орденом Рыцаря Большого Креста и премией Витторио Де Сика. Родился 21 октября 1945 в Москве. В 1963–1966 учился на актерском отделении театрального училища им. Щукина. В 1971 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Ромма) и начал работать на «Мосфильме». Свою первую эпизодическую роль в кино сыграл еще школьником (в фильме Солнце светит всем К.Воинова). После фильмов Я шагаю по Москве, Перекличка, Красная палатка Михалков завоевал симпатии широкого круга зрителей, ассоциировавших его с энергичным, обаятельным и немного лукавым молодым героем. Роли в фильмах классического репертуара (князь Нелидов в Дворянском гнезде, ротмистр Минский в Станционном смотрителе) с их сочной, слегка иронической манерой исполнения сделали Михалкова еще более популярным актером.

НИКИТА МИХАЛКОВ

Свой первый полнометражный фильм (Свой среди чужих, чужой среди своих) Михалков поставил в 1974, удачно стилизовав в духе романтического вестерна сюжет из времен Гражданской войны. В фильме Раба любви на экране предстала та же эпоха, но прототипами героев картины стали деятели раннего русского кинематографа, прежде всего звезда немого кино Вера Холодная.

Первый фильм, где режиссура Михалкова получила единодушно высокую оценку в стране и за рубежом, – Неоконченная пьеса для механического пианино (Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, 1977, и др. призы) – точная в акцентах, богатая по тембру актерского исполнения (от водевильных до трагических интонаций в игре Александра Калягина) постановка по мотивам произведений А.П.Чехова. Новые обращения Михалкова к русской литературной классике (Несколько дней из жизни Обломова – по И.А.Гончарову, Очи черные – по Чехову) также отличались мастерским воссозданием духа эпохи, высокой изобразительной культурой, точным подбором актерского ансамбля. Фильм Несколько дней из жизни Обломова признан Национальным советом кинокритиков США лучшим иностранным фильмом 1981 года.

Интерес Михалкова к современной проблематике нашел свое выражение в психологических драмах Пять вечеров, Без свидетелей, в комедии Родня, главное достоинство которых – органичное единство режиссера и исполнителей, звезд советского экрана (С.Любшин, Л.Гурченко, М.Ульянов, Н.Мордюкова), умение приковать внимание зрителя к «камерному» сюжету, всецело построенному на диалоге и актерской экспрессии. Актерская биография Михалкова пополняется новыми удачными работами – от крупных ролей драматического плана (Сибириада) до шаржированных эпизодических персонажей (Вокзал для двоих). Кроме того, Михалков создает сценарии для фильмов других режиссеров (Ненависть, Транссибирский экспресс и др.). В 1986 на пятом съезде кинематографистов Михалков выступил с принципиальной речью в защиту Сергея Бондарчука. Эта речь была несозвучна времени, и это вызвало жесткий прессинг по отношению к нему со стороны коллег. Позднее он говорил: «После моего выступления поговаривали, что Михалков-де прогадал, не на того поставил. Я хочу быть правильно понятым: Бондарчук мне не родственник, нас связывают только профессиональные отношения. Но он снял Войну и мир, Судьбу человека, Они сражались за Родину. Свой вклад в советский кинематограф этот режиссер внес, и это объективно. И мне претит, когда люди, вчера еще раболепно молчавшие, сегодня (только потому, что сказали-можно) вычеркивают Бондарчука из списка делегатов съезда союза кинематографистов».

В конце 1980-х Михалков создает продюсерское объединение «Три Тэ» (Творчество, Товарищество, Труд), которое продюсирует не только его фильмы, но и картины других режиссеров.

В 1990-е годы режиссер с успехом осваивает новый тип фильма – масштабное, зрелищное киноповествование, к работе над которым привлекаются лучшие силы отечественного кино и зарубежные кинофирмы. Первой картиной этого ряда стала снятая совместно с французами Урга – территория любви (Главный приз МКФ в Венеции, 1991) – притча о монгольской семье, кочующей по экзотическим степям. В картине противопоставляются естественные ценности жизни табунщика и его жены и обезличивающей современной цивилизации. В 1994, также в копродукции с французской фирмой, были созданы Утомленные солнцем (премия «Оскар», 1996) – многоплановая драма, посвященная драматическим коллизиям жизни советской элиты 1930-х годов, в которой сам Михалков сыграл главную роль комбрига Котова. В исторической драме Сибирский цирюльник режиссер реализовал свою концепцию «национального фильма», главными целями которого должны стать формирование патриотических идеалов и возрождение интереса к отечественному кино. С 2003 режиссер занимается документальной публицистикой. Совместно с телеканалом «Россия» выпустил цикл передач о белогвардейцах под названием «Никита Михалков. Русский выбор» о трагической судьбе российской эмиграции начала 20 в. В том же году вышли документальные картины Отец и Мама, посвященные жизни и творчеству С.Михалкова и Н.Кончаловской. После восьмилетнего перерыва снял фильм 12, римейк культовой ленты 1960-х С.Люмета 12 разгневанных мужчин. В результате получилась совершенно новая картина, в которой были поставлены актуальные проблемы. В 2007 Михалков получил специальный приз Венецианского кинофестиваля «Золотого льва» за картину 12 с формулировкой «за совокупность творчества».

С 1993 Михалков – председатель Президиума Российского фонда культуры, с 1998 – председатель Союза кинематографистов России. Член президиума Всемирного русского собора (1995), член комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, сопредседатель Совета Российского Земского Движения, командор ордена Почетного легиона «За вклад в мировую культуру».

Фильмография режиссерская

Свой среди чужих, чужой среди своих (1974); Раба любви (1975); Неоконченная пьеса для механического пианино (1976); Пять вечеров (1978); Несколько дней из жизни И.И.Обломова (1979); Родня (1981); Без свидетелей (1983); Очи черные (1987); Автостоп (1990); Урга. Территория любви (1991); Анна от 6 до 18 (документальный, 1993); Утомленные солнцем (1994); Реквием Великой Победы (1995, сорежиссер. С.Мирошниченко); Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи. Никита Михалков (1996); Сибирский цирюльник (1998); Отец (2003); Мама (2003); Никита Михалков. Русский выбор (документальный, совм. с телеканалом «Россия», 2003); Генерал Кожугетыч (документальный, 2005); Персона нон грата (2005); Статский советник (2005); 12 (2007).