Содержание статьи
    Также по теме

    ОРХЕСТРА

    ОРХЕСТРА (греч.orchestra, от orcheomai – танцую), круглая земляная площадка (диаметром 20 метров и более), на которой находился жертвенник и происходило основное действо трагедий и комедий древнегреческого театра – которая была местом игры хора и актеров.

    Орхестра являлась аналогом той круглой площадки-площади, на которой в окружении зрителей происходили древние ритуально-обрядовые хороводные представления Дионисии. Площадная родословная орхестры, как первой в истории мирового театра сцены, обусловила и площадный характер синкретического (актерского и сценографического вместе) искусства исполнения древнегреческих трагедий и комедий 5 в. до н.э.

    В течение нескольких следующих веков, на протяжении всей эпохи эллинизма, орхестра оставалась основным местом игры актеров, но неизбежность смены ее на площадку иного типа была предопределена. Так как зрители не окружали ее кольцом, а смотрели с амфитеатра, охватывающего ее с трех сторон. Схема этого процесса соответствует общей тенденции развития поэтики античного театра: от классики 5 в. до н.э. к древнеримским спектаклям 1–2 вв. н.э.

    Так, по мере уменьшения роли хора, а затем и его исчезновения, происходило постепенное сокращение пространства орхестры от полного круга до полукруга. А в римском театре и это пространство полукруга перестало быть местом игры, стало не сценическим, а зрительским – теперь здесь располагались места для сенаторов. Второй же полукруг орхестры захватывался проскением (просцениум), который теперь, выдвинувшись от стены скены (сцены) до середины орхестры вперед, к зрителям, превратился в приподнятую сценическую площадку вытянутой прямоугольной формы шириной до шести метров. Эта-то площадка и становится основным местом для игры, вытеснившим на многие века круглую сцену орхестры, – она сохранялась лишь в цирке, и только в драматическом театре 20 в. стали вновь появляться сцены-арены (см. АРЕНА).

    Античная орхестра являлась не только местом для игры, но была и обобщенным местом действия, что выражалось самой формой античной сценической площадки. Круг орхестры обозначал образ солнца, мироздания. Поэтому все, что на ней происходило: построения, перемещения хора и артистов, их выходы и уходы, приобретало особый смысл. Как писала филолог О.М.Фрейденберг: «слева и справа между орхестрой и скеной проходы; запад всегда означает страну смерти, – здесь западный проход – чужбина, восточный, согласно семантике рождения солнца, – родина». Развивая объяснения смысла происходившего действа, В.В.Иванов указывает, что «символика противопоставления двух проходов – западного, левого и восточного – правого, прямо продолжала архаическую символику древнего греческого противопоставления правого как благого (положительного) и левого как дурного (отрицательного)». Этот исконный содержательный смысл круговой формы орхестры так или иначе и в современных спектаклях закладывается режиссером и художником, когда они избирают местом действия сцену-арену.

    Виктор Березкин