Содержание статьи
    Также по теме

    РАШЕЛЬ

    РАШЕЛЬ (Rachel) (настоящие имя и фамилия – Элиза Рашель Феликс) (1821–1858), французская актриса, в творчестве которой возродились лучшие традиции классицизма. Родилась 28 ноября 1821 в семье бедного еврейского торговца-разносчика, странствовавшего в поисках заработка по городам и деревням Богемии, Германии, Швейцарии. В 1830 семья перекочевала во Францию. С 9 лет Элиза зарабатывала сама, торгуя апельсинами и привлекая внимание покупателей исполнением стихов и песен. В Париже местом выступлений выбрала бульвар у театра Порт-Сен Мартен, в котором блистала знаменитость Франции мадемуазель Жорж.

    РАШЕЛЬ

     Элизу прозвали «маленькой Жорж». Образование ее началось с обучения в семье, затем продолжилось в Институте церковного и классического пения, в котором бесплатно обучали способных детей бедноты. Продолжила обучение в частной школе декламации, при которой существовал маленький частный театр, где юная Рашель сыграла более 35 ролей. Ее первым настоящим педагогом был видный драматический артист Жозеф Исидор Сансон, принявший горячее участие в судьбе девочки. Он добился зачисления Элизы в Консерваторию, учеба в которой была фактически прямым путем на главную сцену Парижа – театр «Комеди Франсез». Но устаревшее преподавание в Консерватории вскоре наскучило Элизе, и она предпочла ему контракт в театре «Жимназ», имевшей репутацию театра, открывающего новые таланты.

    Ее дебют в Жимназе в комедии Вандеянка Дюпора, в 1837, что дарование Рашели чуждо водевильно-комедийному репертуару театра, и контракт был расторгнут. Она продолжает заниматься с Сансоном, удивляя учителя необыкновенной понятливостью, умением целостно проникнуть в смысл роли, мастерством трагической декламации. В 1838 дебютирует на сцене «Комеди Франсез» в роли Камиллы (Гораций П.Корнеля). Несмотря на то, что ее первые выступления прошли незамеченными, вскоре, благодаря восторженным статьям критики, она становится центром внимания театральной Франции. С ее именем связано возрождение классицизма в его лучших образцах, на французской сцене. В то время место трагической актрисы в главном театре Парижа пустовало. Преобладал развлекательный репертуар. Однако, на волне нового революционного подъема, потребность в героическом очевидно была, и страстному искусству Рашели суждено было ее воплотить.

    В течение только первого года службы на главной сцене она сыграла Эмилию (Цинна П.Корнеля), Гермиону (Андромаха Ж.Расина), Аменаиду (Танкред Вольтера). И, в дальнейшем, основу ее репертуара составляли произведения классицистов, прежде всего Ж.Расина, роли Роксаны, Эсфирь, Береники в его одноименных пьесах. Ее свободолюбивые героини восставали против несправедливости деспотической власти. Лучшей ее ролью была признана Федра из одноименного произведения Расина, впервые сыгранная в 1843. Исполнением роли Федры она приближалась, по отзывам современников, к первоисточнику - трагедии Еврипида. Вместе с тем она не теряла связи с современностью, ее искусство поражало актуальностью, живой связью со своим временем. Ее новаторство рождалось из чуткого усвоения революционных, освободительных идей эпохи, из настроения возрастающей тревоги и мечты нации о героическом. Актрису привлекали масштабные, трагические конфликты и характеры. Создаваемые ею образы отличались монументальностью и суровым величием. В то же время она нарушала законы традиционной декламации, лишая исполнение привычной статуарности и рассудочной выверенности. Изображаемые характеры были насыщены психологизмом, эмоциональной правдой, изысканной нюансировкой красок.

    В канун революционных событий 1848 она создала антитиранический образ Гофолии в одноименной трагедии Расина. Событием общественной важности стало экспрессивное исполнение революционного гимна Марсельеза в дни революции 1848 и звучало, как призыв к народному отмщению.

    В середине 19 в. на подмостках французского театра утверждается буржуазная комедия и драма, эстетически абсолютно чуждая трагическому искусству Рашели. Ее творчество переживает глубокий кризис. Лучшая роль того периода – роль трагической актрисы Адриенны Лекуврер в одноименном произведении Скриба и Легуве. С конца 1840-х она много гастролирует по Европе, а в 1853-1854 в России. Ее талант и мастерство вызвали огромную полемику в русском обществе и были особенно высоко оценены М.С.Щепкиным, А.И.Герценым, и др.

    После тяжелых гастролей в США в 1855 она вернулась неизлечимо больной и 3 или 4 января 1858 умерла в Париже от туберкулеза.

    Екатерина Юдина

    Литература

    Зингер Г.Р. Рашель М., 1980
    Записки актера Щепкина. М., 1988