Содержание статьи
    Также по теме

    ВОЛЧЕК, ГАЛИНА БОРИСОВНА

    ВОЛЧЕК, ГАЛИНА БОРИСОВНА (р. 1933), актриса, режиссер, с 1972 главный режиссер московского театра «Современник», с 1989 его художественный руководитель. Народная артистка СССР (1989).

    Родилась 19 декабря 1933 в Москве, в семье известного кинооператора Б.И.Волчека. В 1955 окончила Школу-студию МХАТ (курс А.М.Карева). В 1955 вошла в группу основателей «Студии молодых актеров» (впоследствии театр «Современник»). С 1956 начала артистическую деятельность.

    Первая ее роль – «отрицательный» остро-характерный образ Нюрки-хлеборезки (Вечно живые В.Розова, программный спектакль молодого коллектива, 1956). Ее артистический почерк отличался яркостью, запоминающимся колоритом, склонностью к изображению неординарных характеров, вырастающих до символа. Ее роли в «Современнике» не проходили незамеченными (Грачиха - Без креста по В.Тендрякову; Мать –Назначение А.Володина; Марта - Кто боится Вирджинии Вульф? Э.Олби; Амелия - Баллада о невеселом кабачке Э.Олби; Анна Андреевна - Ревизор Н.В.Гоголя и др.

    Первая постановка - Двое на качелях У.Гибсона (1962) характеризовалась зрелым психологизмом, тонкой разработкой характеров. Совместно с главным режиссером «Современника» О.Н.Ефремовым, был поставлен этапный для коллектива спектакль Обыкновенная история по роману И.Гончарова (1966). В спектакле уживались ирония, драматизм, эмоциональные краски и интеллектуализм, живая насмешка умного и тонкого художника. Постановка, очевидно, отразила крушение гуманистических надежд шестидесятников, превращение живых юных душ в конформистов.

    В 1968 она поставила пьесу М.Горького На дне. Постановка характеризовалась беспощадностью к героям пьесы, снятия с них привычного романтического ореола. Спектакль отличался, прежде всего, крупными актерскими достижениями (роль Сатина в натуралистически жестком исполнении Е.Евстигнеева, Луки - И.Кваши). Режиссерская манера определилась со всей отчетливостью. Волчек - режиссер актерского театра, умеющая выстроить концепцию из актерских индивидуальностей. Выбор актера на роль, тщательная, подробная работа с ним, для нее, как для режиссера, самое главное.

    С уходом О.Ефремова в 1972 она становится главным режиссером театра «Современник». В 1970-1980-е ее главным образом интересует драматургия А.П.Чехова. Она ставит в духе трезвого пессимизма и юмора Вишневый сад (1976) и Три сестры (1982). Режиссер продолжает вести линию, начатую в Обыкновенной истории, а также в спектакле На дне. Острая ироничность, преодоление привычного пафоса характеризует эти постановки, прожитые Волчек, прежде всего, через актеров. Об этом писали во многих рецензиях: «Как и все спектакли, поставленные в «Современнике» Г.Волчек, Вишневый сад строится на доверии к актеру, и силен прежде всего именно этим».

    Другим этапным спектаклем стал Эшелон М.Рощина (1976). Постановка производила впечатление глубиной психологизма, показом каждодневного подвига самых обычных женщин, призванных войною к героизму. С огромной любовью режиссером и актерами раскрывался каждый женский характер, каждый поворот судьбы.

    А в 1979 она с труппой американских актеров поставила Эшелон в США, в Хьюстоне. Это было первое приглашение советского режиссера в США. Так «Современник» стал первым советским театром (после знаменитых гастролей МХТ в 1924), гастролирующим на Бродвее в 1996 и 1997. Театр был награжден общенациональной премией США в области драматического искусства «Drama Desk Award».

    Большой общественный резонанс вызвал поставленный Волчек в 1989 Крутой маршрут по книге Е.Гинзбург. Обращение к теме репрессий не было для главного режиссера случайным, еще в 1973 она поставила Восхождение на Фудзияму по Ч.Айтматову о культе личности. Возвращаясь уже на новом уровне к этой теме, она ставит знаковый спектакль времени.

    Другие известные постановки Волчек, начиная со второй половины 1980-х: Звезды на утреннем небе, Титул А.Галина, Анфиса Л.Андреева, Мы едем, едем, едем.., Мурлин Монро Н.Коляды, Трудные люди И.Бар-Йосефа, Пигмалион Б.Шоу, Три товарища по Э.Ремарку и др.

    Среди наиболее значимых киноработ - роли в фильмах Король Лир, Вечно живые, Русалочка, Осенний марафон.

    Екатерина Юдина

    Литература

    Театр Современник. М., 1982
    Вульф В. Идолы. «Звезды». Люди. М., 1995
    Русское актерское искусство ХХ века. СПб., 2002