Содержание статьи
    Также по теме

    ЕФРЕМОВ, ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ

    ЕФРЕМОВ, ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ (1927–2002), режиссер, актер, педагог. Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственных премий СССР (1969, 1974, 1983). Окончил Школу-студию МХАТ (педагоги – М.Кедров и В.Топорков).

    С 1949 по 1956 – актер и режиссер Центрального Детского Театра. С 1956 по 1970 – создатель и главный режиссер театра «Современник». С 1970 по 2000 – главный режиссер МХАТа. Сыграл на сцене более 70 ролей. Снялся в 46 фильмах. Поставил фильмы Строится мост (1966, с Г.Егиазаровым) и Старый Новый год (1980, с Н.Ардашниковым).

    Лучшие работы в кино: Танкист Иванов – Живые и мертвые (1964). Следователь Подберезовиков – Берегись автомобиля (1966). Доктор Айболит – Айболит 66 (1967). Шофер такси Саша – Три тополя на Плющихе (1968). Художник-самородок Федор – Гори, гори моя звезда (1970). Киногерои Ефремова явились эталоном благородства и правдивости для миллионов россиян.

    Обладал даром творить на острие времени. Если самые знаменитые спектакли Ефремова явились открытиями в российской театральной жизни, то сыгранные им персонажи, как в кино, так и на сцене, стали истинными героями своего времени. Время буквально пронизывало и насыщало его неповторимую индивидуальность. Талант лидера органично сочетался в нем с первородной демократичностью. А интуиция – с феноменальным обаянием. Сыгранная Ефремовым роль Ивана-дурака (в сказке П.Ершова Конек-горбунок), на сцене Центрального Детского Театра, явилась пророческим прологом всей его жизни и судьбы. Став одним из интереснейших театральных режиссеров России, Ефремов снискал себе славу самого актерского режиссера. Ибо суть своих наиболее ярких постановок последовательно выражал через «его величества актера».

    Родился 1 октября 1927. Детство и отрочество проходило в знаменитых арбатских дворах и переулках в огромной коммуналке, где сошлись самые «противоречивые характеры и лики тогдашней России». Весной 1945, выдержав огромный конкурс, Ефремов стал студентом актерского факультета Школы-студии МХАТ. На первом курсе, испытывая почти религиозное чувство к учению Станиславского, Ефремов вместе с несколькими сокурсниками принес клятву верности своему кумиру, романтически скрепив ее собственной кровью.

    В 1949, по окончании Школы-студии МХАТ, Ефремов вступил в труппу Центрального Детского Театра. После блистательно сыгранного Ивана-дурака, Ефремов привлек внимание режиссера и педагога ЦДТ М.О.Кнебель. Тогда же в театр принес свои первые пьесы Виктор Розов. Роль независимого рабочего паренька Кости из пьесы Розова Страницы жизни сразу сделало Ефремова всеобщим любимцем молодых.

    Л.Петрушевская (которая в те годы была еще школьницей) вспоминает: «Нас водили всем классом в Детский театр. Среди жутких пацанов и идеальных девушек с косами, тургеневских Лолит, ходили слухи о Косте с гитарой… Занавес открылся, и он появился в глубине сцены, внимание! Мы забыли обо всем. У него было какое-то необыкновенное лицо… Костя, наш Ефремов, был личный для каждого, школьный, московский, с Пушкинской улицы, с известнейшего проходного двора, кумир с гитарой. У Кости к тому же была странная манера говорить. Он произносил фразы ясно, но слегка с замедлением, с оттяжечкой в бас, его непередаваемое тайное веселье как будто что-то обещало – во всяком случаи, от голоса Кости у девочек и мальчиков замирали сердца, хотелось вокруг него стоять кружком, слушаться его, бегать для него за папиросами и пивом, или быстро вырасти и куда-нибудь с ним пойти… Куда угодно».

    В 1954 судьба свела Ефремова с молодым режиссером Анатолием Эфросом, который поставил на сцене ЦДТ пьесу Розова В добрый час! Ефремов сыграл в спектакле одну из главных ролей. С тех пор общность театральных устремлений подружила Ефремова с Эфросом на всю оставшуюся жизнь.

    В следующем, 1955, Олег Ефремов дебютировал в качестве режиссера на сцене своего театра комедией Димка-невидимка В.Коростылева и М.Львовского. Удача первой постановки во многом предопределила судьбу Ефремова как одного из новых лидеров российской театральной режиссуры второй половины 20 в. Начиная с 1960-х имя Ефремова-режиссера засияло на нашей сцене рядом с именами Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса и Юрия Любимова. Путь к вершинам режиссуры для Ефремова начался и продолжался, в течение всей жизни, через постижение и открытие парадоксов и метаморфоз древнейшей актерской профессии. В режиссуре Ефремова актер утвердился, как главная, ключевая фигура.

    За семь лет работы на сцене ЦДТ Олег Ефремов сыграл более двадцати ролей. Сценические герои Ефремова, мало меняясь внешне, принципиально разнились неожиданными характерами, за счет удивительных внутренних перевоплощений актера. Обладая огромным созидательным началом и неповторимой актерской индивидуальностью, помноженной на обаяние, Олег Ефремов через своих героев отважно заглядывал в будущее, увлекая за собой самых пытливых юных зрителей.

    Мощный собирательный талант Ефремова требовал нового воплощения. И в 1956, собрав и сплотив вокруг себя вчерашних выпускников Школы-студии МХАТ, Ефремов создал театр-студию «Современник», ставший явлением на российской сцене.

    Открывшись пьесой Виктора Розова Вечно живые, «Современник» с первых дней существования стал точкой притяжения для мыслящего зрителя. Театр вбирал в себя первые лучи свободы. Чудо единения происходящего на сцене с залом удается лишь тем режиссерам, кому суждено найти выразительные средства (состоящие из тысячи нюансов), способные поразить воображение зрителя. «Современнику» это оказалось под силу, благодаря режиссерскому дару Ефремова, выбору интересной драматургии. Составной успеха «Современника», стремившегося к сценической правдивости, явилось влияние итальянского неореализма. Одной из первых постановок театра оказалась пьеса Эдуардо де Филиппо Никто, в которой Ефремов убедительно сыграл главную роль раздумчивого вора поневоле – Винченцо Де Преторе. Но главенствующая роль в репертуаре театра отводилась отечественной драматургии.

    Четыре спектакля определили восхождение «Современника» в первое десятилетие его существования: Голый король Е.Шварца (1960), Назначение А.Володина (1963), Всегда в продаже В.Аксенова (1965) и Традиционный сбор В.Розова (1967).

    Сказку-притчу Шварца Ефремов превратил в праздничную феерию, легко и безжалостно высмеивающую холуйство любой тоталитарной системы во все времена.

    Пьеса Володина Назначение стала своеобразным знаменем «Современника». Единство мироощущений режиссера и драматурга связало их до конца дней. Пронизанная чеховским человеколюбием, антипомпезная драматургия Володина вернула на отечественную сцену интерес к жизни внешне самых заурядных, т.н. «обыкновенных», но глубоких, ранимых и трогательных людей. С пронзительной нежностью и горячо требуя пристального внимания к каждому из «малозаметных человеков». Назначение один из пиков режиссуры Ефремова. Сыгранная им роль Лямина стала одной из его лучших актерских работ. «В институте я был рядовой студент, в армии рядовой солдат. Я трудолюбивый, интеллигентный… необщественный человек,» – говорит про себя герой пьесы. С негромкой убежденностью произносимые слова – «интеллигентный, необщественный человек», вызывали шквал аплодисментов.

    Следующий важный шаг в новое измерение театр ознаменовал постановкой пьесы Аксенова Всегда в продаже – звонкой притчей, озорно и тонко срывающей покровы с абсурдизма советского бытия, где в сценической конструкции современного дома-государства вольготно живется проходимцам и говорунам-демагогам.