Содержание статьи
    Также по теме

    ГО МОЖО

    ГО МОЖО (1892–1978), китайский мыслитель и писатель. Родился 16 ноября 1892 в небольшом городке Шавань уезда Лэшань провинции Сычуань в семье обедневшего помещика. Уже в детские годы Го Можо проявлял большой интерес к изящной словесности и знал наизусть множество стихотворений китайских классиков. Окончив в 1912 среднюю школу в г.Чэнду, Го Можо в июне 1913 выдержал вступительные экзамены и был принят в Высшую школу в Токио, где изучал японский язык. Позднее перешел на медицинский факультет Школы. К годам учебы в Японии относится его знакомство с западной и японской культурой, с поэзией Гейн и Гете, с Шиллером, Шекспиром, Ибсеном. Огромное впечатление произвел на него У.Уитмен.

    В 1919 патриотическое «Движение 4 мая» в Китае принесло новые веяния в китайскую литературу. С литературной революцией связано и начало творческой деятельности Го Можо. Его первые стихи печатались в журнале «Светоч науки» (Сюдэн). В 1921 вместе с товарищами по учебе в Японии Го Можо создает известную литературную группу «Творчество» (Чуанцзао шэ). Членов группы объединяет неприятие социальной действительности, революционно-романтический пафос, осуждение утилитаризма в литературе, поклонение природе, культ страданий, идея «самовыражения души». Но, конечно, названные черты лишь приблизительно характеризовали таких разных поэтов, прозаиков, драматургов, как Го Можо, Чэн Фанъу, Юй Дафу и др., входящих в «Творчество». Устремленность в светлое будущее была самой яркой чертой китайского прогрессивного романтизма, и ее выразителем стала поэзия Го Можо.

    В начале 20 годов один за другим в Китае выходят в свет поэтические сборники на языке, приближенном к разговорному, знаменуя собой начало новой эпохи в истории китайской поэзии. Богини сразу выдвинули Го Можо в число популярных, особенно среди молодежи, авторов. Богини (1921) — наиболее значительная книга периода «Движения 4 мая» и всей китайской поэзии новейшего времени. В ней ярко проявились общие для китайской романтической поэзии тенденции синтеза традиционного и новаторского, классического и современного, китайского и западноевропейского. Го Можо соединил воедино эпос и лирику, поэзию и прозу. Он ввел в повествование мифологические сюжеты и традиционные образы, но часто переосмысленные с позиции современности. Богини отличаются невиданным до того времени в китайской литературе разнообразием форм и ритмов.

    Центральным произведением сборника были пьесы в стихах Второе рождение богини и Нирвана фениксов, в которых основным мотивом звучала уверенность в победе сил разума и света.

    В следующем сборнике стихов Звездное пространство отразилось постигшее автора разочарование, вызванное страшной отдаленностью прекрасного будущего и растерянностью человека, отрешенного от иллюзий. В 1925 Го Можо выпустил в свет изящный и проникновенный сборник любовной лирики Ваза.

    В годы эмиграции, после поражения революции 1925–1927, Го Можо целиком посвятил себя истории и археологии, исследованиям памятников древней культуры Китая. В 1937–1945, в годы войны против Японии, Го Можо возглавил Всекитайскую ассоциацию деятелей литературы и искусства по отпору врагу. К этому периоду (1938) принадлежит сборник стихов Голос войны.

    Автор многих пьес, главным образом исторического содержания (Цветы дикой сливы, Смерть невинного в реке Сян, Три мятежницы) в годы войны создает новые исторические трагедии Тигровый знак, Гао Цзяньли.

    В годы Сопротивления и в период Великой Отечественной войны СССР против фашистской Германии в поэзии Го Можо появляется тема Советского Союза. В 1946 он публикует путевые заметки В СССР.

    После провозглашения Китайской Народной Республики он включается в работу по созданию новой культуры победившего народа. В 1950-х появляется ряд его стихотворных сборников, среди них Пусть расцветают все цветы, – название, превратившееся в лозунг (Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ), под которым Мао Цзэдун провозгласил в 1957 кампанию по усилению гласности и критики «Байхуа юньдун». Доминирующей в творчестве поэта становится тема борьбы за мир. В 1951 он становится лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». С 1949 он президент Академии наук КНР.

    Умер Го Можо 12 июня 1978 в Пекине.

    Литература

    Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка.
    СПб, Азбука, М., Терра, 1997