Содержание статьи
    Также по теме

    ГУАНЬ ХАНЬЦИН

    ГУАНЬ ХАНЬЦИН (1210/1220?-1280/1300?) – китайский драматург.

    Для Китая 13 век ознаменовался расцветом драматургии. Хотя театральные представления – сначала в зачаточной, затем в довольно развитой  форме – существовали в стране начиная с 1 в. до н.э., драма как литературное явление возникает не ранее 12 в. нашей эры. При монгольской династии Юань (1234–1368) драматургический жанр «цзацзюй» (буквально «смешанное представление») приобретает широчайшее распространение. Одним из основоположников его и явился Гуань Ханьцин, входящий  вместе с Ван Шифу, Ма Чжиюанем и Бо Пу в четверку крупнейших юаньских драматургов.

    О  жизни Гуань Ханьцина известно немногое. По-видимому, он родился в 10–20 годы 13 века, прожил бóльшую часть жизни в Ханбалыке (ныне Пекин) и умер между 1280–1300. Возможно, он имел какое-то отношение к медицине, но прежде всего он был профессиональным драматургом и актером, автором не менее 60 пьес в жанре «цзацзюй», из которых свыше полутора десятков дошло до нас, хотя относительно авторства некоторых из них показания источников расходятся.

    «Цзацзюй» представляет собой музыкальную драму, в которой прозаический диалог чередуется со стихотворными ариями. Как правило, пьеса состоит из четырех частей – актов. В каждом акте или даже во всей пьесе арии исполняет лишь один из персонажей и притом в определенной тональности. Несмотря на эти и другие довольно строгие формальные ограничения, «цзацзюй» выделяются редкой для средневековой литературы близостью к реальной действительности, многообразием сюжетов, доступностью языка, чуткостью к веяниям эпохи.

    В творчестве Гуань Ханьцина представлено большинство жанровых разновидностей «цзацзюй»: социально окрашенная «судебная драма» (Обида Доу Э, Сон о бабочке), бытовая комедия (Разбитная служанка, Спасение несчастной), исторические пьесы (Один на пиру среди врагов, Плач по Цунь-Сяо), «высокая комедия» (Беседка над рекой, Поклонение луне) и др. Большинству его пьес присуще сочувствие страждущим, жажда справедливости, гордость за героическое прошлое народа, любовь к жизни в ее самых разнообразных проявлениях.

    Наиболее известная пьеса Гуань Ханьцина Обида Доу Э рассказывает о трагической судьбе молодой женщины, оклеветанной и казненной по распоряжению продажного судьи. По дороге к месту казни она проклинает царящую вокруг несправедливость и умоляет небо явить чудесные знамения как свидетельство ее невиновности. И действительно, кровь казненной не проливается на землю, среди лета выпадает снег, а округу поражает длительная засуха. Пьеса кончается торжеством справедливости и правосудием над всеми действительно виновными. Однако, показывая, что справедливость торжествует лишь с помощью сверхъестественных сил, драматург явно намекает на ее неосуществимость в реальной жизни.

    Гуань Ханьцин – представитель «натурального стиля» в «цзацзюй», отличавшегося от так называемого «украшенного стиля» простотой языка, широким использованием разговорных оборотов и большей свободой языка.  

    Литература

    Основные произведения иностранной художественной литературы. Азия. Африка.
    СПб, Азбука, М., Терра, 1997