Также по теме

АСТРОЛОГИЯ

АСТРОЛОГИЯ, дисциплина, предлагающая общую концепцию мироздания, основанную на допущении существования соответствий между движениями небесных светил (Солнца, Луны и планет) и событиями в земной жизни.

Архаический период.

Возникновение астрологии связано с осмыслением первобытным человеком изменения лунных фаз и затмений и осознанием связи между сменой времен года и прохождением Солнца через точки равноденствия и солнцестояния. Эти явления были легко доступны наблюдению и приобрели особую значимость с того момента, как люди научились возделывать землю. В Шумере и Вавилоне, где астрономические наблюдения велись приблизительно с начала 3 тыс. до н.э., в Китае, где они производились по крайней мере с середины 2 тыс. до н.э., и в цивилизации майя (хронология которой остается предметом споров) астрология первоначально подразумевала лишь наблюдения за движением Солнца и Луны и составление таблиц, позволявших предсказывать время и обстоятельства их обращения и затмений. Однако за этими наблюдениями в скором времени последовали попытки соотнести данные, касающиеся движения Солнца и Луны, с изменениями погодных условий. Отсюда оставался всего один шаг до попытки найти связь между небесными явлениями и событиями земной жизни – такими, как голод, природные катаклизмы, война и мир, победы и поражения, жизнь и процветание земных правителей.

На той стадии развития цивилизации, когда существовала вера в божественный характер Солнца и Луны, перемещения этих светил по небесному своду осмыслялись в контексте астральных религий. Данные наблюдений становились прежде всего средством, позволявшим предугадать волю богов, в результате чего астрология постепенно приобрела характер религиозного учения, что способствовало расширению астрономических исследований и обеспечило поразительную (если принять во внимание отсутствие необходимых приборов и развитой математической теории) точность наблюдений. Все древнейшие астрологические системы содержат в принципе одинаковый материал: это своды правил предсказания погоды и важных событий, определения счастливых и несчастливых дней и регулирования традиционных форм человеческой деятельности и религиозных обрядов. Астрология у майя и в Древнем Китае, по-видимому, так и осталась на этой ступени развития; нет почти никаких свидетельств, что в вавилонской астрологии предпринимались попытки расширить ее горизонты, во всяком случае – до того момента, пока она не испытала влияние греческой мысли. Вместе с тем бесспорен огромный вклад вавилонян в развитие техники астрономических наблюдений. Уже ко 2 в. до н.э. они умели составлять эфемериды – астрономические таблицы расположения планет в знаках Зодиака, восходов и заходов Солнца, а также – времени и места соединений и противостояний планет. См. также ЗОДИАК.

Греческая и эллинистическая астрология.

В ходе расширившегося культурного обмена между Грецией и Ближним Востоком после завоеваний Александра Македонского в начале 4 в. до н.э. с вавилонской астрологией познакомились греческие философы. Четыре «стихии» Эмпедокла – огонь, воздух, вода и земля – были соотнесены с четырьмя «элементами» небесного круга, носящими те же имена. Космогония Платона и метафизика Аристотеля обеспечили астрологии статус почти божественной науки. Именно с этими космогоническими теориями и был связан высокий авторитет астрологии не только в классическую и средневековую эпоху, но и в эпоху Ренессанса. Но, пожалуй, еще более важное значение для последующего развития астрологии имело стоическое учение о взаимосвязи микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), служившее философским обоснованием причинно-следственной связи между движениями светил и человеческой жизнью. В результате греки, включив в сферу компетенции астрологии (дотоле распространявшуюся только на метеорологические явления и события, касавшиеся жизни целых народов) жизнь отдельного человека, вдохнули в астрологию новую жизнь, положив начало новому направлению – гороскопической астрологии. Последний великий греческий астроном, Клавдий Птолемей, живший во 2 в. н.э., немало сделал для ее развития. Два наиболее известных его сочинения, Альмагест и Тетрабиблос, на протяжении двенадцати последующих веков оставались основными астрономическими и астрологическими источниками; последнее и сегодня используют в качестве учебника астрологии. См. также СТОИЦИЗМ.