Содержание статьи
Также по теме

АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ

АВИАЦИЯ ВОЕННАЯ, один из видов вооруженных сил, средство вооруженной борьбы государства. Предназначена для действий совместно с другими видами вооруженных сил (ВС) и самостоятельно.

Рода военной авиации

В соответствии с боевыми задачами и характером действий военная авиация делится по родам на бомбардировочную (ракетоносную), истребительно-бомбардировочную, истребительную, штурмовую, разведывательную, противолодочную, военно-транспортную и специальную.

Бомбардировочная (ракетоносная) авиация (БА), род военной авиации, предназначенный для поражения группировки войск противника, его наземных и морских объектов бомбами и ракетами. БА также привлекается для ведения воздушной разведки. Вооружена самолетами-бомбардировщиками, которые в зависимости от характера выполняемых задач подразделяются на дальние (стратегические) и фронтовые (тактические); по полетной массе – на тяжелые, средние и легкие.

Существующие дальние (стратегические) бомбардировщики (Ту-22М3, Ту-95, Ту-160 (ОКБ им. Туполева) – Россия; B-52H «Стратофортресс» (Боинг), B-1B «Лансер» (Рокуэлл), B-2A «Спирит» (Нортроп-Грумман) – США; «Мираж»-IV (Дассо) – Франция) имеют большой радиус действия и предназначены для нанесения ударов как обычными авиационными, так и ядерными боеприпасами по целям, расположенным в глубоком тылу противника.

Фронтовые (тактические) бомбардировщики используются для поражения объектов в оперативной глубине обороны противника, в том числе с применением ядерного оружия. К ним относятся советские (российские) Як-28Б (ОКБ им. Яковлева), Ил-28А (ОКБ им. Ильюшина), Су-24, Су-34 (ОКБ им. Сухого); американский F-111 (Дженерал Дайнэмикс); британский «Канберра» B (Инглиш Электрик).

В начале 1950-х бомбардировщики достигли межконтинентальной дальности полета и высоких показателей боевой нагрузки. В дальнейшем развитие бомбардировщиков определялось стремлением максимально повысить их способность преодолевать противовоздушную оборону (см. также ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА) вероятного противника. Для этого вначале перешли от высотных дозвуковых машин (Ту-16, Ту-95, 3М/М4 (ОКБ им. Мясищева), B-47 «Стратоджет» (Боинг), B-52, «Виктор» B (Хэндли Пейдж, Великобритания), «Вулкан» B (Авро, Великобритания)) к высотным сверхзвуковым (Ту-22, B-58 «Хастлер» (Конвэр), «Мираж»-IV), затем к маловысотным с возможностью сверхзвукового полета (Ту-22М, Ту-160, Су-24, F/FB-111, B-1B) и, наконец, пришло время малозаметных дозвуковых бомбардировщиков (B-2A).

Наиболее современный B-2A, имеющий аэродинамическую схему «летающее крыло», стал первым серийным стратегическим бомбардировщиком выполненный по технологии «стелс» (от англ. «stealth» -скрытность). Его также отличает высокая стоимость в 2 млрд. долл. США. Всего построен 21 такой самолет.

Необходимо специально отметить, что бомбардировщики являются сложнейшими в авиации системами. В настоящее время только Россия и США в состоянии создавать тяжелые стратегические бомбардировщики. См. также АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

 Department of defence     ТЯЖЕЛЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК B-52 совершает посадку

Истребительно-бомбардировочная авиация (ИБА)

Истребительно-бомбардировочная авиация (ИБА), род военной авиации, предназначенный для поражения наземных (надводных), в т.ч. малоразмерных и подвижных, объектов в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны противника с применением ядерных и обычных средств поражения. Может также привлекаться для уничтожения воздушного противника, ведения воздушной разведки и решения других задач.

На вооружении ИБА находятся многоцелевые истребители-бомбардировщики, приспособленные для применения всех современных авиационных средств нападения: пушек, авиационных бомб, управляемых и неуправляемых ракет и др.

Термин «истребитель-бомбардировщик» был впервые применен в США в конце 1940-х для обозначения истребителей, дополнительно оборудованных для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям, в СССР – с 1950-х.

К истребителям-бомбардировщикам относятся советские МиГ-23Б (ОКБ им. Микояна), МиГ-27, МиГ-29К (К – корабельный), Су-7Б и Су-17М. Более совершенные машины МиГ-29М, М2, Н (для поставок в Малайзию), С, СД, СМ и СМТ, Су-30, Су-30К, КИ, КН, МК, МКИ (для поставок в Индию) и МКК (для поставок в Китай), Су-33, Су-35 и Су-37, по своим характеристикам соответствующие понятию «истребитель-бомбардировщик», часто называют многоцелевыми или многофункциональными истребителями.

В начале 1970-х в иностранной военной литературе термин «истребитель-бомбардировщик» заменен понятием «тактический истребитель». Тактическими истребителями (истребителями-бомбардировщиками) являются американские F-100C и D «Супер Сейбр» (Норт Америкен), F-104C «Старфайтер» (Локхид), F-4E, G и J «Фантом-2» (Макдоннелл-Дуглас), F-5A «Фридом Файтер» / -5E «Тайгер-2» (Нортроп), F-14D «Супер Томкэт» (Нортроп-Грумман), F-15E и F «Страйк Игл» (Макдоннелл-Дуглас), F-16 «Файтинг Фалкон» (Локхид), F/A-18 (A, B, C и D) «Хорнет» / -18E и F «Супер Хорнет» (Макдоннелл-Дуглас), F-117A «Найтхок» (Локхид-Мартин), F/A-22A «Рэптор» (Локхид/Боинг/Дженерал Дайнэмикс); европейский EF-2000 «Тайфун» (Еврофайтер); британские «Торнадо» GR.1 (Панавиа), «Ягуар» GR.1 (Бреге/Бритиш Аэроспейс), «Си Харриер» FRS и FA2 (Бритиш Аэроспейс), «Харриер» GR.3 и GR.5 (Хокер Сидли/Бритиш Аэроспейс); французские «Этандар»-IVM, «Супер Этандар», «Мираж»-IIIE, -5, -2000 (Е, D и N), «Рафаль»-М (Дассо), «Ягуар» (Бреге/Бритиш Аэроспейс); шведские J-35F «Дракен», AJ-37 «Вигген» (СААБ), JAS-39 «Грипен» (СААБ-Скания); германский «Торнадо-IDS»; израильские «Кфир» C.2 и С.7 (Израел Эйркрафт Индастриз); японские F-1 и F-2 (Мицубиси); китайские J-8 (ОКБ авиазавода в г. Шеньян), J-10.

Среди перечисленных самолетов самым необычным считается американский F-117A. Это первый в мире самолет, боевое применение которого полностью основано на возможностях технологии «стелс». F-117A является специализированным тактическим ударным самолетом, предназначенным в первую очередь для ночных высокоточных атак хорошо защищенных целей в ходе автономных одиночных вылетов.

Малозаметность F-117A обеспечивается радиопоглощающим покрытием, особенностями внутренней конструкции, геометрией планера и распылением реактивной струи двигателя. Покрытие самолета содержит углеродистый железный феррит и изготавливается в виде краски. Входящие в ее состав микроскопические железные шарики при облучении электромагнитными волнами создают магнитное поле, имеющее переменную полярность. Такое покрытие переводит значительную часть полученной волновой энергии в тепло, а остальную рассеивает в разных направлениях. До появления покрытия в виде краски самолеты оклеивались плитками с микроферритовым наполнением. Однако целостность такого покрытия быстро нарушалась и его восстановление приходилось осуществлять практически перед каждым боевым вылетом. Также для уменьшения отражения электромагнитной энергии под внешней оболочкой F-117A находится дополнительный слой с ячеистой структурой, который поглощает и рассеивает волны по внутренним поверхностям самолета.

Планер был разработан на основе математических методов советского математика Петра Уфимцева, описавшего площади отражения двухмерных объектов. Однако «угловатая» малоотражающая геометрия планера определила низкие летно-технические самолета. F-117A получился достаточно тихоходным и маломаневренным. В частности, этим обусловлено его в основном ночное боевое применение.