Содержание статьи
    Также по теме

    ДОБРЫНИН, НИКИТА КОНСТАНТИНОВИЧ (ПУСТОСВЯТ)

    ДОБРЫНИН, НИКИТА КОНСТАНТИНОВИЧ (ПУСТОСВЯТ) (?–1682), расколоучитель и один из первых вождей раскола. Впервые сведения о нем появляются в пору его службы священником в Суздале. Был «иосифовским справщиком», выступал как ярый противник новшеств. В 1659 был отрешен от священнического места и «отдан под запрещение». Тогда он занялся составлением Челобитной царю Алексею Михайловичу на книгу скржижаль и на новоисправленные книги, оконченную в 1665. В ней находилось довольно полное изложение раскольнических протестов против господствующей церкви. Она богата содержанием, не лишена доказательств и отличается обилием собранных против церкви обвинений. На челобитную было обращено внимание, так как она стала широко распространяться в народе; ее стали разыскивать, отбирать, а Собор поручил Симеону Полоцкому и епископу Иерусалимской церкви и митрополиту Газы Паисию Лигариду составить опровержение.

    Сам автор был отлучен от церкви и заключен в темницу Угрешского монастыря. Отсюда, вместе с дьяконом Федором, он прислал Собору покаянное послание и, после неоднократных просьб о прощении, в 1667 Собором был снова принят в церковное общение, но без восстановления в священническом сане. Впоследствии Пустосвят говорил, что это покаяние было притворным и было принесено ради избежания казни. И действительно, он явился главным двигателем стрелецкого восстания 1682, одним из основных целей которого была защита старой веры.

    В 1682 произошел известный диспут в Грановитой палате между православными и раскольниками в присутствии правительницы Софьи. Наиболее яростным оратором был Пустосвят. Раскольники во главе с ним, выйдя из Грановитой палаты, объявили себя перед народом победителями над никонианцами.

    На следующий день 6 июля 1682 Никита Пустосвят был схвачен и казнен отсечением головы на Лобном месте в Москве.

    Литература

    Большая энциклопедия под редакцией С.Н.Южакова и проф. П.Н.Милюкова. СПб, 1904, т. 2
    Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб, 1895