Содержание статьи
    Также по теме

    ЛОКИ

    ЛОКИ (Loki) (Лофт, Лодур) – в скандинавской мифологии один из богов-асов; не имеет аналогов в германской мифологии. Сын великана Фрабаути и Лаувей («лиственное дерево»). Муж Сигюн, родившей от него сыновей Нари и Нарви. От связи с великаншей Ангрбодой произвел на свет хтонических чудовищ – Хель (повелительницу подземного царства мертвых), гигантского волка Фенрира и мирового змея Ермунганда; от связи с конем Свадильфари – восьминогого коня Слейпнира. Вместе с асами Одином (См. также ОДИН) и Хениром участвовал в творении первых людей.

    Основные качества Локи – хитрость и коварство.

    Выступает в двух ипостасях. Первая – ловкий плут, добытчик-похититель волшебных предметов, действующий обычно не силой, а обманом; принимает часто разные обличья (муха, блоха, сокол, лосось, тюлень, кобыла, великанша Текк). В большинстве случаев помогает богам, но иногда вынужден выполнять волю великанов. Плененный великаном Тьяццы, похищает для него богиню Идунн и ее золотые молодильные яблоки, но затем по требованию асов доставляет их в Асгард. Вместе с Одином и Хениром отбирает у карлика Андвари его золотые сокровища, чтобы заплатить Хрейдмару, оказавшему им гостеприимство, выкуп за убитого сына. По наущению Одина крадет у богини Фрейи ее главный атрибут – чудесное ожерелье Брисингамен. Срезает у Сив, жены Тора (См. также ТОР, ее волшебные золотые волосы, но затем, испугавшись гнева Тора, заставляет карликов-цвергов выковать такие же, чтобы отдать их Сив. Добывает у цвергов для Фрейра чудесного вепря с золотой щетиной Гуллинбурси, для Одина кольцо Драупнир, а для Тора молот Мьелльнир. Помогает Тору вернуть Мьелльнир, похищенный великаном Трюмом.

    Оказывает богам и их противникам и другие услуги. Самыми разными способами мешает великану завершить в срок строительства Асгарда, что позволяет богам отказать тому в обещанном вознаграждении. Пойманный великаном Гейрредом, вынужден по его приказу доставить к нему безоружного Тора.

    Как участник творения людей, добытчик волшебных предметов и изобретатель первой рыболовной сети является культурным героем.

    Вторая ипостась Локи – воплощение зла, демон; некоторые исследователи видят в нем дьявола. Выступает как нарушитель мира и порядка: на ритуальном пиру богов у морского великана Эгира совершает убийство и подвергает поношению всех присутствующих. Спасаясь от гнева асов, превращается в лосося и прячется в водопаде Франангр, но те ловят его сетью, связывают кишками, извлеченными из чрева его сына Нарви, и помещают над его лицом ядовитую змею; Сигюн собирает яд в чащу, но когда капли попадают на него, он содрогается и вызывает землетрясения.

    Является главным виновником гибели бога Бальдра (См. также БАЛЬДР). Хитростью выведав у матери Бальдра Фригг, что она взяла клятву не наносить вреда ее любимому сыну со всех живых существ, растений и предметов, кроме незаметной омелы, подсовывает омеловый прут слепому богу Хеду, который невольно наносит смертельную рану Бальдру. Лишает асов возможности вернуть Бальдра из хель (царства мертвых) – не оплакивает его, нарушая тем самым условие освобождения, поставленное владычицей преисподней (все живое и мертвое должно скорбеть об убитом). Наказан богами заточением в хель; пребывает там, привязанный к трем камням.

    Во время гибели мира (Рагнарек; См. также СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ) вырывается из преисподней на корабле мертвецов Нагльфар. Вместе с великанами и хтоническими чудовищами сражается с богами в Последней битве. Находит смерть в поединке с небесным стражем Хеймдаллем.

    Иван Кривушин

    Литература

    Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М., 1968
    Младшая Эдда. Л., 1970
    Беовульф. Старшая Эдда. Песня о нибелунгах. М., 1975
    Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1978
    Корни Иггдрасиля: Эдда. Скальды. Саги. М., 1997
    Гуревич А. Я. Избранные труды, т. 1–2. М., СПб, 1999