Содержание статьи

    МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

    МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «ШКОЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА». Открылся в 1987 спектаклем А.А.Васильева Шесть персонажей в поисках автора Д.Пиранделло. Создатель театра – Васильев Анатолий Александрович, режиссер и педагог.

    Васильев, будучи режиссером театра на Таганке с 1982, поставил спектакли, которые стали культовыми, они отличались интересной режиссурой, тщательной работой с актерами и художником. Собственно, в процессе работы над этими спектаклями сложился театр «Школа драматического искусства». Главная идея его создателя – постоянный поиск новой театральной эстетики, дух эксперимента, разрушение театральных стереотипов, соединение драматического, музыкального и пластического начал в спектакле. В первоначальных планах театра значились постановки Короля Лира В.Шекспира, Павла I Д.Мережковского, Пушкинского Дома А.Битова с теми же актерами, с которыми Васильев делал свои первые спектакли. Но сложилось иначе, в труппе театра другие, молодые актеры, а в репертуаре – другие спектакли: Сегодня мы импровизируем Л.Пиранделло (1990); Фьоренца Т.Манна (1993); Иосиф и его братья Т.Манна (1993); Амфитрион Ж.-Б.Мольера (1994); Плач Иеремии – книга Плач Иеремии, положенная на пение, композитор В.Мартынов (1996), (в 1997 спектакль был награжден Национальной театральной премией «Золотая маска» по двум номинациям: «За лучший спектакль» и «За лучшую сценографию»); А.С.Пушкин «Дон Жуан» или «Каменный гость» и другие стихи, (1998), А.С.Пушкин. «К***» (1999), Моцарт и Сальери А.С.Пушкина (2000), в спектакле исполняется Реквием В.Мартынова, Пушкинский утренник (2001). Последняя премьера театра – Медея Материал с французской актрисой Валери Древиль (2001). Шесть персонажей..., Амфитрион, Плач Иеремии представляли театральное искусство России на международном Авиньонском театральном фестивале.

    Васильев разработал свою концепцию театра-лаборатории и свой вербальный актерско-режиссерский метод, базирующийся на физическом тренинге и позволяющий актеру добиться передачи тончайших настроений благодаря полному владению своим голосовым аппаратом. Результатом семинаров и лабораторных поисков в «Школе драматического искусства» становятся спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, произведению, или же одной какой-то теме. Например, так рождался спектакль Пушкинский утренник (2000). Спектакль сложился в процессе работы актеров лаборатории над двумя темами, предложенными Васильевым: диалогами Платона, в частности, диалогом Пир, и произведениями ранней лирики Пушкина. Творчество Пушкина, особенно раннего периода, насыщено духом античности. Васильевым была поставлена задача: найти в стихах Пушкина образы, общие с образами диалога Пир. С другой стороны, стихи Пушкина внутри наполнены диалогами: с друзьями, знакомыми, женщинами, воображаемыми внутренними разговорами с самим собой. Актеры пытались в этих диалогах раскрыть произведения Пушкина; и с другой стороны, через его стихи прикоснуться к образам античности, почувствовать античность внутри пушкинских стихов. Сложность в том, чтобы в спектакле эти два плана существовали вместе. И в процессе репетиций, и на сцене, при чтении стихов используется специальная вербальная техника, разработанная Васильевым. Работа над Пушкинским утренником продолжалась около двух лет. В театре-лаборатории иногда годами репетируют спектакль, не выпуская его на публику. Здесь могут назвать старый спектакль премьерой потому, что в него введено несколько новых актеров. «Школа» – абсолютно некоммерческий театр. Она больше похожа на монастырь, чем на театр. Васильев принципиально не хочет раскручивать свой театр. Это противоречит его творческим принципам, где эстетика неразрывно сплетена с этикой. Этот театр известен своим аскетизмом и утонченной духовностью.

    Много лет театр работал в подвале дома на Поварской, где оборудован микроскопический зрительный зал и сцена – партер, где нет разделения между сценой и залом: все играется со сцены и одновременно из зала. Декорации минимальны, но многозначны, точнее спектакли идут в единой установке, которой в каждом спектакле придается свой метафорический смысл.