Содержание статьи
    Также по теме

    ВАСИЛЬЕВ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

    ВАСИЛЬЕВ, АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1942), режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств России (1993). Родился 4 мая 1942 в селе Даниловка Пензенской области. Окончил химический факультет университета в Ростове-на-Дону, в 1973 – режиссерский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель и А.А.Попова), поставив дипломный спектакль Сказки старого Арбата А.Н.Арбузова (1972). Придя после института в 1973 в МХАТ, Васильев под руководством О.Н.Ефремова репетировал в качестве режиссера-стажера спектакль Соло для часов с боем О.Заградника с мхатовскими «стариками» М.М.Яншиным, Б.Я.Петкером, А.Н.Грибовым, О.Н.Андровской, М.И.Прудкиным. В качестве второго режиссера, режиссера-ассистента или руководителя постановки участвовал в работе над спектаклями МХАТа Медная бабушка Л.Г.Зорина (1975), Нина А.Кутерницкого (1976), Путь А.Ремеза (1981). Ряд ярких и многообещающих замыслов мхатовской поры остался неосуществленным: Святая святых И.Друцэ (1975), Король Лир У.Шекспира в переводе О.П.Сороки с А.А.Поповым в роли Лира (1982), О, счастливые дни С.Беккета с М.И.Бабановой в роли Винни (1982). Не увидела зрителя и постановка Виндзорских насмешниц Шекспира с Е.П.Леоновым в роли Фальстафа в театре им. Ленинского комсомола (1981).

    В начале своей режиссерской карьеры Васильев осуществил несколько постановок в провинции: Женщина за зеленой дверью Р.Ибрагимбекова (Уфа, 1974) и мюзикл Дж.Германа по либретто М.Стюарта Хэлло, Долли! (Ростов-на-Дону, 1976); десятилетие спустя выпустил спектакль Вариации феи Драже Кутерницкого в рижском ТЮЗе (1987).

    В 1977–1982 режиссер театра им. К.С.Станиславского, возглавляемого в те годы Поповым. Поставленные здесь спектакли Первый вариант «Вассы Железновой» М.Горького (1978) и Взрослая дочь молодого человека В.И.Славкина (1979) выдвинули Васильева в лидеры поколения. В работе над этими постановками вокруг Васильева сплотился круг артистов-единомышленников, продолживших сотрудничество с ним и в последующие годы, – Л.Полякова, Б.Романов, Ю.Гребенщиков, А.Филозов, В.Бочкарев. Вынужденный в 1982 покинуть театр им. Станиславского, Васильев на предоставленной ему Ю.П.Любимовым малой сцене театра на Таганке на протяжении трех лет репетирует и в 1985 выпускает спектакль по пьесе Славкина Серсо. К группе артистов Васильева примкнули известные киноактеры Н.Андрейченко и А.Петренко. Значительность новой постановки режиссера для театрального искусства подтвердили и критики, и публика.

    С начала 1980-х годов параллельно с режиссерско-постановочной деятельностью Васильев преподает на Высших режиссерских курсах, во ВГИКе и на режиссерском факультете ГИТИСа, неизменно обещая студентам: «Никого не буду щадить. <…> Относиться стану беспощадно, как к себе». Не случайно художник И.Попов, чье сотрудничество с Васильевым началось со спектакля Соло для часов с боем и продолжается по сей день, произнес о нем выразительную в своей лаконичности фразу: «В мягкости я бы его не обвинил».

    В 1987 в Москве среди шести новых театров открывается «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, первым спектаклем которой стали Шесть персонажей в поисках автора Л.Пиранделло (1987). Здесь были заняты гитисовские ученики Васильева Ю.Альшиц, Н.Коляканова, И.Томилина, Гр.Гладий, Н.Чиндяйкин и др. Спектакль много и триумфально гастролировал, участвовал во множестве международных фестивалей.

    С годами Васильев, во многом ориентирующийся на опыт Е.Гротовского, все более разворачивается от репертуарного театра к лабораторным исканиям, декларируя идеи постоянного профессионального обновления, поиска новой театральной эстетики, возрождения самой культуры театра: «Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного... эксперимента. Концепция театра-школы расширяет границы поиска, делает этот процесс по сути эволюционным». За время существования «Школы драматического искусства» в результате учебных семинаров и лабораторных поисков были продемонстрированы (весьма узкому кругу лиц) спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, или произведению, или теме. Среди них Дюма (1987) и Визави (1988) – главы из романов А.Дюма и Ф.М.Достоевского; Бесы по роману Достоевского (1988–1989); Вечер Мопассана (1988); Диалоги Платона (1988); Разговоры запросто Эразма Роттердамского (1989); Идиот (1992) – главы из романа Достоевского; Вечер Мольера (1992); Каждый по-своему Пиранделло (1993); Разговоры с поэтом по А.С.Пушкину (1994), Гомер. Илиада, 23-я песнь (1997), Товарищам в искусстве дивном по Пушкину (2000), Илиада. Гомер (2001) и др. Был осуществлен также ряд совместных международных экспериментальных проектов.