ШАШТИТАНТРА
ШАШТИТАНТРА (санскр. – «Учение о шестидесяти [предметах учения]»), класс текстов предклассической санкхьи. О том, что речь идет не об одном тексте с указанным названием и скорее всего не об одной даже исторической эпохе, свидетельствует как разнообразие характеристик Шаштинатры в цитирующих ее источниках, так и сам характер цитат.
Содержание Шаштитантры было частично восстановлено австрийским индологом Э.Фраувалльнером на основе полемических отрывков тибетского перевода Праманасамуччаи Дигнаги, отстаивавшего свою реформу логики в противостоянии старым учениям небуддийского происхождения об умозаключении, его автокомментария Вритти, комментария к нему Джинендрабуддхи (9 в.), а также джайнского текста Ньяягаманусарини Синхасури (6–7 вв.) и Юктидипики санкхьяиков. В Шаштитантре разрабатывалось логическая классификация семи процессов вывода, позволяющих заключать по объекту А об объекте В (отношения «хозяина» и «собственности», материи и ее модификации, причины и следствия, агента и действия, части и целого, со-присутствия и со-отсутствия двух объектов). Умозаключения делятся на конкретные и абстрактные. Вторые – на заключения от причины к следствию и от следствия к причине (последнее обоснованно считалось в этой Шаштитантре более надежным), вторые на непосредственные и опосредованные. В комментариях к Санкхья-карике цитируется положение Шаштитантры, согласно которому первоматерия «Пракрити действует, управляемая Пурушей».
Кроме текстов с названием Шаштитантра, в джайнской литературе цитируется и Шаштитантроддхарана (Конспект Шаштитантры); возможно этот текст выполнял и учебные функции. Статус Шаштитантры у санкхьяиков был настолько значителен, что в одном из последних стихов Санкхья-карики (добавленном вероятнее всего позднее) утверждается, что она содержит все доктрины Шаштитантры (согласно комментаторам, они складываются из 10 основных и 50 дополнительных), за исключением лишь иллюстративных историй (акхьяика) и дискуссии с оппонентами. Судить о правдоподобности данной информации затруднительно, но очевидно, что она санкционировала составление позднейших Санкхья-сутр, содержащих и указанные «истории», и подробную полемику.
См. также САНКХЬЯ-КАРИКА; САНКХЬЯ-СУТРЫ; ЮКТИДИПИКА.
Лунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Философия»