Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

ШАШТИТАНТРА

ШАШТИТАНТРА (санскр. – «Учение о шестидесяти [предметах учения]»), класс текстов предклассической санкхьи. О том, что речь идет не об одном тексте с указанным названием и скорее всего не об одной даже исторической эпохе, свидетельствует как разнообразие характеристик Шаштинатры в цитирующих ее источниках, так и сам характер цитат.

Также по теме:
АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ
АБХИДХАРМИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

Содержание Шаштитантры было частично восстановлено австрийским индологом Э.Фраувалльнером на основе полемических отрывков тибетского перевода Праманасамуччаи Дигнаги, отстаивавшего свою реформу логики в противостоянии старым учениям небуддийского происхождения об умозаключении, его автокомментария Вритти, комментария к нему Джинендрабуддхи (9 в.), а также джайнского текста Ньяягаманусарини Синхасури (6–7 вв.) и Юктидипики санкхьяиков. В Шаштитантре разрабатывалось логическая классификация семи процессов вывода, позволяющих заключать по объекту А об объекте В (отношения «хозяина» и «собственности», материи и ее модификации, причины и следствия, агента и действия, части и целого, со-присутствия и со-отсутствия двух объектов). Умозаключения делятся на конкретные и абстрактные. Вторые – на заключения от причины к следствию и от следствия к причине (последнее обоснованно считалось в этой Шаштитантре более надежным), вторые на непосредственные и опосредованные. В комментариях к Санкхья-карике цитируется положение Шаштитантры, согласно которому первоматерия «Пракрити действует, управляемая Пурушей».

Кроме текстов с названием Шаштитантра, в джайнской литературе цитируется и Шаштитантроддхарана (Конспект Шаштитантры); возможно этот текст выполнял и учебные функции. Статус Шаштитантры у санкхьяиков был настолько значителен, что в одном из последних стихов Санкхья-карики (добавленном вероятнее всего позднее) утверждается, что она содержит все доктрины Шаштитантры (согласно комментаторам, они складываются из 10 основных и 50 дополнительных), за исключением лишь иллюстративных историй (акхьяика) и дискуссии с оппонентами. Судить о правдоподобности данной информации затруднительно, но очевидно, что она санкционировала составление позднейших Санкхья-сутр, содержащих и указанные «истории», и подробную полемику.

Также по теме:
ДИГНАГА
ДИГНАГА
Также по теме:
КАМА-СУТРА
КАМА-СУТРА

См. также САНКХЬЯ-КАРИКА; САНКХЬЯ-СУТРЫ; ЮКТИДИПИКА.

Также по теме:
ПРАКРИТИПУРУШАФилософияРелигия

Литература:

Лунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М., 1995

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Математика

Пройти тест

Русские художники и скульпторы

Пройти тест

Архитектурные сооружения

Пройти тест

Государственные флаги

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Реклама
  • Контакты
© 1997-2023 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет