ШЕВАЛЬЕ, ЖАК
ШЕВАЛЬЕ, ЖАК (Chevalier, Jacques) (1882–1962), французский католический философ и историк философии и психологии. Родился в Серийи 13 марта 1882. В 1900 поступил в Высший педагогический институт, где в 1903 ему была присвоена степень агреже философии. В 1903–1905 учился в Англии, а в 1914 стал доктором словесности, написав две диссертации по проблемам греческой философии: Критическое исследование псевдо-платоновского диалога «Аксиох» (Etude critique du dialogue pseudo-platonocien de l'Axiochos, 1914) и Понятие необходимого у Аристотеля и его предшественников, в частности у Платона (La notion du nécessaire chez Aristote et ses prédécesseurs notamment chez Platon, 1913). Преподавал философию в лицеях в Шатору (1909), Лионе (1912) и в Гренобльском университете (1919), где был в 1931 избран дуайеном факультета словесности. Был вице-президентом Совета университета, в 1938 исполнял обязанности ректора. Читал лекции в различных европейских странах: в Англии, Испании, Португалии, Италии, Голландии, Болгарии, Польше. Сотрудничал во многих периодических изданиях, в том числе в «Revue Catholique des Eglises», «Revue universitaire», «Les Nouvelles Littéraires», «Revue des deux Mondes» и др. В правительстве Виши Шевалье был госсекретарем по проблемам народного образования и молодежи, а затем и по проблемам семьи и здравоохранения (1940–1942). После войны был заключен в тюрьму, предан суду и приговорен к смерти за сотрудничество с профашистским режимом, однако затем приговор был смягчен. В 1946 Шевалье вышел на пенсию и посвятил жизнь научным занятиям, в частности фундаментальному труду История мышления (Histoire de la pensée, 4 тома, 1955–1961). Член-корреспондент Академии моральных и политических наук, Академии моральных наук в Мадриде. Кавалер Ордена Почетного легиона.
Концепции Шевалье свойственны эклектические тенденции, но в целом он был сторонником католического бергсонизма, считая необходимым создание спиритуалистической (и одновременно научной) метафизики исходя из реалий духовного опыта человека и с использованием как научных методов, так и интуиции. Определенное влияние на Шевалье оказали, помимо Бергсона, Брюнетьер, Ромен Роллан и Эмиль Бутру, а также лазарист (член одного из религиозных орденов) отец Пуже, которого Шевалье познакомил с Бергсоном незадолго до смерти последнего. Общение с Пуже произвело сильное впечатление на Бергсона, поскольку в его взглядах он нашел много сходного с собственными этико-религиозными идеями (этой теме посвящена книга Шевалье Бергсон и отец Пуже, Bergson et le père Pouget, 1954).
Шевалье много сделал для сближения и союза церквей, в основном Римско-католической и Англиканской.
Среди других его работ – Декарт (Descartes, 1921); Паскаль (Pascal, 1922); Бергсон (Bergson, 1926). Привычка: опыт научной метафизики (L'habitude, essai de métaphysique scientifique, 1929); Жизнь духа (La vie de l'esprit, 1931); Идея и реальность (L'idée et le réel, 1932); Моральная жизнь и потустороннее (La vie morale et l'au delà, 1938); Лекции по философии (Leçons de philosophie, 1943). Шевалье издал Письма о морали (Lettres sur la morale) Декарта (1936), неопубликованную рукопись Клода Бернара Философия (La philosophie).
Умер Шевалье в Серийи в 1962.
Ирина Блауберг
Ответь на вопросы викторины «Философия»