БУФФОНАДА
БУФФОНАДА (от итал. Buffonata – шутовство). Имеет несколько значений.
1. Комическое представление, сценка, построенная на приемах народного, площадного театра.
Традиции буффонады восходят к представлениям древнегреческих мимов и древнеримских ателлан, развиты в выступлениях средневековых бродячих артистов (в России – скоморохов и шутов), в спектаклях бродячих трупп итальянской комедии дель арте, арлекинадах, фарсах, представлениях европейских ярмарочных театров и балаганов 18 и 19 вв. Приемы буффонады проникли в драматургию (Гоцци, Гольдони, Мольер, Бомарше), в оперу (опера-буфф, комическая опера).
В цирке – комическая разговорная сценка – буффонадный антре, которая строится на столкновении контрастных характеров клоунов: пройдохи и хитреца Рыжего (слуги) и важного чопорного Белого (господина). Иногда в сценке принимают участие трио клоунов: двое Рыжих, один Белый и т.д. Амплуа Рыжего исторически восходит к итальянской маске Арлекина, Белого – к маске Педролино, трансформировавшегося в персонаж французского ярмарочного театра Пьеро. В цирковой буффонаде активно используются яркий гротесковый грим, утрированный костюм (короткие брюки, башмаки большого размера, трюковой реквизит – булавка величиной в трость, взрывающиеся в руках предметы и т.д.)
2. Характерная для площадного театра условная, утрированно-комическая манера актерской игры. Основана на резком преувеличении (гротеск), окарикатуривании действий, явлений, черт характера персонажа, благодаря чему возникает динамический образ, достигается эффект сатирического обличения. Используется во всех видах искусства.
В начале 20 в. буффонада, составная часть комедии дель арте, стала объектом эстетического переосмысления и стилизации (в постановках В.Э.Мейерхольда, С.Э.Радлова, А.Я.Таирова, Е.Б.Вахтангова и др.). В русском театре буффонными приемами игры владели актеры Я.Д.Шумской, В.И.Живокини, Г.М.Ярон, В.Я.Хенкин, Ф.Г.Раневская, И.В.Ильинский, С.А.Мартинсон, А.И. и К.А. Райкины, Ю.В.Никулин, В.Я.Герчаков, такие актеры широкого диапазона как Ю.В.Яковлев, Е.А.Евстигнеев, Е.А.Лебедев, С.Ю.Юрский, Е.П.Леонов, И.М.Чурикова, Т.Г.Васильева, Л.Г.Полищук и др.
Елена Ярошевич
Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962
История западноевропейского театра, т. 1. М., 1981
Скорнякова М.Г. Лука Ронкони или Театральное пространство. М., 1997
Иллюстрированная история мирового театра. М., 1999
Маска и маскарад в русской культуре 18–20 вв. М., 2000
Макаров С.М. Клоунада мирового цирка: история и репертуар. М., 2001
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»