ПЕРЕГОНЕЦ, АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА
ПЕРЕГОНЕЦ, АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (1896 или 1897–1944), русская актриса. Родилась в 1896 в г. Кузнецке в обедневшей дворянской семье. Занималась в театральной секции офицерского клуба в Калуге. В 1915 окончила Петроградскую театральную школу под руководством А.П.Петровского. Учась в театральной школе, играла: Нору (Нора Ибсена), Бронку (Снег С.Пшибышевского), Аню (Вишневый сад Чехова) и др. По окончании театральной школы в 1916 работала в Петрозаводске, в актерском товариществе под управлением Б.А.Бертельс (Катя Дети Ванюшина, Леночка Дворянское гнездо); играла в Петроградском театре миниатюр А.Фокина. Романтические, комические, трагедийные мальчики и девочки Перегонец были полны любовью актрисы к детям и неподкупной жизненной правдой (Галочка Нянька Галочка А.Аверченко; и др.). В 1917 Перегонец уехала в Новороссийск с труппой О.Ф.Сорокиной. Ее Гриша (Иван Миронович Е.Чирикова) – образ, завоевавший новороссийскую публику. После революции Перегонец работала в Киеве в театре «Кривой Джимми» (руководитель Н.Агнивцев, режиссер К.Марджанов). В труппе театра также работали: В.Хенкин, Ф.Курихин, И.Вольский и др. Бои за Киев в ходе Гражданской войны вынудили театр бежать из города: началось «турне по южным городам»: Харьков, Краснодар, Ростов, Тифлис. В Тифлисе театр «Кривой Джимми» начал работать регулярно. В этот период репертуар Перегонец значительно расширился за счет других жанров, например танцевально-пантомимного характера, при участии постановщика Г.Плетнева: Гамаюн, птица вещая, Игрушечные солдатики, Ярило и др. В Тифлисе актриса играла Анету – Утка и стакан воды, Луизу – Узкие башмаки и др. Успех Перегонец в водевилях основывался на органичности ее игры и личном обаянии актрисы.
В 1922 «Кривой Джимми» переехал в Москву, где окончательно соединился с ростовским театром «Гротеск» и московским театром «Летучая мышь». В это время Перегонец создавала образы с бесконечными оттенками женской души в миниатюрах: Первая ревность Антимонова, Наказанный зверь Тэффи, Бой быков Агнивцева и др. В 1922 Перегонец впервые появилась среди артистов Театра Корша в роли Елизаветы Валуа (Дон Карлос Шиллера). Актриса рисовала этот характер на противопоставлениях нежности и стойкости, женственности и мужества. В 1924 снялась в художественном фильме Аэлита по А.Толстому в роли марсианки Ихошки. До 1927 работала в Казанском театре, в Петрозаводском театре, в ленинградском Большом драматическом театре, в Новосибирском театре, в драматическом театре Иркутска. Сыгранная ею там роль Луизы (Коварство и любовь Шиллера, 1929) стала этапной. Эту роль она долго играла в Сибири, потом – в Крыму. С 1931 – актриса Симферопольского театра. На этой сцене ею были созданы образ: Насти (На дне Горького, 1938), которую она подавала с неожиданно романтической стороны; Дианы (Собака на сене Лопе де Вега, 1939), которая пользовалась большим успехом у зрителей. Лучшей ролью Перегонец стала Нора (Нора Ибсена, 1940). Актриса играла Нору сильным и сдержанным человеком, принявшим единственное правильное и неизбежное решение. Также в Симферопольском театре Перегонец играла роли современниц: Маня (Чужой ребенок В.Шкваркина, 1934), Наташа (Чудесный сплав В.Киршона, 1934), бригадирша Машка (После бала Погодина, 1935) и др. Была наставницей нового поколения актеров, вела занятия по мастерству с театральной молодежью, готовила с ними отрывки пьес, ставила целые спектакли. В Симферопольском театре вошла в режиссерскую группу (спектакль Страх А.Афиногенова). Работала с самостоятельными театральными коллективами города. Осуществила с ними несколько постановок: Путь далекий Шестакова, Гибель Надежды Гейерманса, Бабьи сплетни Гольдони.
Во время Великой Отечественной войны осталась в городе, в 1942 вошла в состав руководства театральной студии, основной задачей которой было спасение молодежи от отправки в Германию. В том же году усилиями Перегонец и др. было получено разрешение от немцев на открытие театра. В репертуаре это театра были Бедность не порок, Тетка Чарлея, Женитьба Бальзаминова и др. В 1944 подпольная группа, в состав которой входила А.Перегонец, была раскрыта, и Перегонец вместе с другими была расстреляна.
Ландау С.Г. Александра Перегонец: Судьба актрисы. М., 1990
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»