Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КАШЬЯПИЯ

КАШЬЯПИЯ (санскр. КАШЬЯПИЯ (санскр. – «школа последователей Кашьяпы»), одна из школ традиционного буддизма, ветвь стхавиравады, основанная, по преданиям, брахманами Кашьяпой и Суваршей (отсюда и другое ее обозначение – суваршака) и образовавшаяся, вероятно, во второй половине 3 в. до н.э. Канон текстов кашьяпиев был близок канону дхармагуптаков, сакральным цветом считался красно-черный, символом – цветок магнолии. Расцвет кашьяпиев приходится на 1–4 вв., когда ее последователи основывали монастыри примерно там же, где и дхармагуптаки, – на северо-западе Индии, в районе Сиркапа и Таксилы (здесь сохранилась известная надпись), у Пурушапара и в Белуджистане. В Хотане (Центральная Азия) их застали путешественники Сюаньцзан и Ицзин (7 в.), затем они, как и большинство школ традиционного буддизма, прекратили свое существование.

Также по теме:
БУДДА И БУДДИЗМ
БУДДА И БУДДИЗМ
Также по теме:
ДХАРМАГУПТАКА
ДХАРМАГУПТАКА
Также по теме:
ДХАРМЫ
ДХАРМЫ

Доктрина кашьяпиев известна из энциклопедии учений школ классического буддизма Махавибхаши (2 в.), вместе с сарвастивадой и другими буддийскими школами они участвовали в дискуссиях по проблеме реальности дхарм трех времен. Сарвастивадины настаивали на том, что не только прошлое, но и будущее имеет действительное существование, притом не меньшее, чем настоящее. Это позволяло им, как они полагали, адекватно объяснить такие феномены, как познавательный акт, имеющий много стадий; память, или сознание прошлого; предвидение, или сознание будущего, а также «вызревание» действий – закон кармы. Их же оппонентам, прежде всего традиционалистам-стхавиравадинам, казалось не менее очевидным, что прошлого и будущего либо уже нет, либо еще нет (ср. Катхаваттху I.8, где критике подвергаются и те, кто утверждал полную реальность прошедшего и будущего, и те, кто утверждал их частичную реальность). Кашьяпия попыталась найти «выход из кризиса», о котором сообщает Махавибхаша: прошлое действие существует, только пока его плоды находятся в процессе «вызревания» (випака) – как только они «вызреют», оно становится уже несуществующим. Имеются сведения, что они обосновывали свой тезис примером: зерно существует до тех пор, пока не появился побег.

Также по теме:
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯКАРМАСАРВАСТИВАДАСТХАВИРАВАДАФилософияРелигия

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»
Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Новый Год и Рождество

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест

Животные

Пройти тест

Наше кино

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет