Энциклопедия Кругосвет
Энциклопедия Кругосвет
Универсальная научно-популярная энциклопедия

ИСТОРИЯ и ОБЩЕСТВО

  • Экономика и Право
  • Психология и Педагогика
  • Социология
  • Философия
  • Религия
  • Народы и Языки
  • Государство и Политика
  • Военное дело
  • Археология
  • История
  • Лингвистика

ПУТЕШЕСТВИЯ и ГЕОГРАФИЯ

  • География
  • Геология
  • Страны мира

ИСКУССТВО и КУЛЬТУРА

  • Живопись и Графика
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Дизайн и Фотография
  • Литература
  • Музыка
  • Театр и Кино
  • Эстрада и Цирк
  • Балет

НАУКА и ТЕХНИКА

  • Авиация и Космонавтика
  • Астрономия
  • Биология
  • Военная техника
  • Математика
  • Технология и Промышленность
  • Транспорт и Связь
  • Физика
  • Химия
  • Энергетика и Строительство

ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ

  • Медицина
  • Спорт

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, ПЕДРО

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА, ПЕДРО (Calderon de la Barca, Pedro) (1600–1681), испанский драматург.

Также по теме:
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
ТЕАТР (ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

Родился 17 января 1600 в Мадриде, сын идальго из Монтаньи (область Астурии). Учился в иезуитской коллегии, изучал каноническое право в университетах Алкалы и Саламанки (до 1620). С 1619 писал пьесы, затем всецело посвятил себя литературе. Участник войны с Францией 1635–1638, экспедиции по усмирению Каталонии (1640). В 1651, рукоположенный в священники, прекратил писать комедии для публичного представления, с 1665 писал в основном ауто (религиозные пьесы) и пьесы по заказу двора.

Кальдерон писал почти исключительно драмы и создал круг последователей в жанре испанской комедии. Его нововведения касались как стиля, так и драматургической техники. Он сохранил традиционные для комедии три акта, характерное для нее разнообразие размеров и решение характера в категориях таких национальных ценностей и поведенческих императивов, как честь, однако смысл его поэзии и драматической системы глубоко оригинален. Драма Кальдерона принадлежит барокко. Кальдерон часто прибегает к поэтическому приему, при котором блестящие метафоры громоздятся друг на друга, а затем сливаются в финальном перечислении, чтобы подчеркнуть логическое напряжение, порождаемое их разнородностью. Его язык извивается и напрягается, пытаясь освободиться от пут необходимости, при этом интересно отметить, что тюрьма и свобода в числе излюбленных драматических тем Кальдерона. Тюрьмы бывают не только материальными – даже пребывание человека на земле ограничено тюремными стенами смерти, и только соблюдение догматов может утешить в этом узилище. Структура пьес Кальдерона жесткая, за стремительной и неожиданной сменой событий прослеживается детальный логический план.

Также по теме:
ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК
ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК

Всего Кальдерон создал примерно 120 комедий и драм, 80 ауто, большая часть которых сохранилась, и несколько интермедий. Из комедий наиболее известны Саламейский алькальд (El Alcalde de Zalamea, 1640–1645, изд. 1651), Волшебный маг (El magico prodigioso), во многом повторяющая легенду о Фаусте, и знаменитая Жизнь есть сон (La vida es sueсo, 1631–1632, изд. 1636). Последнюю часто называли католической репликой трагедии. Положение Кальдерона как одного из великих католических драматургов подтверждают аутос сакраменталес. Их, вероятно, точнее всего можно определить как представление догматики, часто в аллегорической форме. Абстрактная тема позволяла Кальдерону в полной мере проявить мастерское владение схоластической логикой; ставились ауто обычно во время праздника, посвященного Евхаристии. Вероятно, наиболее известен в настоящее время Великий театр мира (EL gran teatro del mundo, ок. 1645).

Барочная напряженность иносказательных построений и стиля определяют особое место Кальдерона, последнего великого драматурга испанского Золотого века, в истории европейской литературы. Для Европы он в известной степени олицетворяет испанскую драму, значительно его влияние на романтиков (П.Б.Шелли) и даже такого позднего автора, как Г.Гофмансталь.

Также по теме:
ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Умер Кальдерон в Мадриде 25 мая 1681.

Педро Кальдерон де ла Барка

Также по теме:
КОМЕДИЯДРАМАТУРГЛитератураТеатр и Кино

Литература:

Кальдерон П. Пьесы, т. 1–2. М., 1961
Балашов Н.И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании. – В кн.: XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969
Iberica. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986
Кальдерон П. Драмы, т. 1–2. М., 1989

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»
Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?
Пройти тест
Разделы энциклопедии
-A +A
Проверь свои знания!
Ответь на вопросы викторины

Астрономия

Пройти тест

Сад и огород

Пройти тест

Спорт

Пройти тест

Путешественники

Пройти тест
Ещё тесты
  • Тесты
  • Правила
  • Авторы
  • О проекте
  • Контакты
© 1997-2025 Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет