Также по теме

ИЕЗУИТЫ

ИЕЗУИТЫ, неофициальное название членов Общества Иисуса, одного из крупнейших мужских монашеских орденов Римско-католической церкви. Более половины от общего числа иезуитов (в настоящее время насчитывающих ок. 27 тыс.) – священники. Остальные – это т.н. братья-коадъюторы, принимающие участие в деятельности ордена, но не имеющие священнического сана, и кандидаты, называемые схоластиками, которые проходят обучение и подготовку, чтобы впоследствии занять определенное положение в иерархии ордена. Девиз Общества Иисуса – «Ad maiorem Dei gloriam» («К вящей славе Божьей»), а его цель – служение Богу и церкви. Деятельность иезуитов не ограничена каким-то определенным поприщем, хотя приоритет отдается педагогической деятельности на всех уровнях. Помимо этого, они проповедуют, осуществляют руководство духовными учреждениями и приходской жизнью, занимаются миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом, научными изысканиями, изданием газет, обращенных к широким кругам читателей, и специальных религиозных журналов, деятельностью на телевидении и на радио, а также трудятся в учреждаемых орденом сельскохозяйственных и технических школах. 25 иезуитов канонизированы Римско-католической церковью. См. также МОНАШЕСТВО.

Орден Иезуитов (Societas Iesu)

Организация.

В своей деятельности Общество Иисуса руководствуется документами, собранными в Уставе Общества Иисуса (Institutio societatis Jesu) и включающими ряд папских булл; написанными в 16 в. основателем ордена Игнатием Лойолой Установлениями (Constitutiones) и Духовными упражнениями (Exercitia spiritualia), а также декретами и постановлениями высших органов ордена или его руководителей.

Высшая власть в ордене принадлежит генеральной конгрегации – ассамблее представителей всех «провинций» - региональных объединений иезуитов из различных стран мира. Генеральная («общая») конгрегация созывается в случае смерти или переизбрания генерала ордена, чтобы назначить его преемника, однако может созываться и по другим важным поводам. Малая конгрегация представителей от провинций созывается каждые три года для обсуждения внутренних дел ордена и решения вопроса о необходимости созыва генеральной конгрегации.

Генерал, возглавляющий иерархию Общества, избирается генеральной конгрегацией пожизненно. В помощь ему избираются 4 генеральных ассистента, представляющих орден в целом, и 11 региональных ассистентов, представляющих географические регионы, на которые распространяется влияние ордена и которые называются ассистенциями. Ассистенции, в свою очередь, подразделяются на провинции, вице-провинции, области, или миссии, во главе которых стоят, соответственно, провинциалы, вице-провинциалы и настоятели. Таких подразделений более сотни. Члены Общества, как правило, объединяются либо в коллегиумы (учебные заведения), возглавляемые ректором, либо в «дома» (т.е. общежитийные обители), возглавляемые настоятелем. Ректоры назначаются непосредственно генералом ордена в Риме, а настоятели – провинциалом. Провинциалы и местные настоятели обычно занимают свой пост на протяжении трехлетнего или шестилетнего срока.

Члены ордена.

Общество Иисуса имеет четыре ступени членства. При вступлении в орден все кандидаты проходят двухлетний новициат, во время которого они получают необходимую духовную подготовку и проверяют свою решимость сделаться иезуитами. Кандидаты на принятие священнического рукоположения называются новициатами-схоластиками, а готовящиеся стать простыми братьями – новициатами-коадъюторами. По истечении периода новициата приносятся предварительные («малые») монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания, после чего схоластик или брат становится членом ордена. После этого братья-коадъюторы обучаются по программе, соответствующей их потребностям и наклонностям, а схоластики начинают курс обучения, который должен подготовить их к священству. Обычно эта подготовка предполагает получение высшего университетского образования в своей стране, а также изучение обязательных церковных курсов философии и теологии. Рукоположение в священнический сан обычно происходит на третьем году изучения богословия. До 31-й генеральной конгрегации курс обучения занимал 15 лет от начала новициата; теперь его продолжительность может варьироваться. Последний год, т.н. терцианство, посвящается исключительно духовным упражнениям и началу пастырского служения.

По завершении обучения священники и братья-коадъюторы приносят уже окончательные, вечные обеты бедности, целомудрия и послушания. Для принесения этих обетов иезуит должен не менее 10 лет состоять членом ордена, быть не моложе 33 лет и, если он священник, успешно осуществлять священническое служение на протяжении трех лет. Те священники (профессы), которые удостоены особого посвящения, приносят еще и четвертый обет беспрекословного подчинения папе, а также ряд дополнительных обетов, касающихся бедности и отказа от церковных почестей. Для такого торжественного обета иезуит должен состоять членом ордена еще 10 лет после завершения философского и теологического образования, быть не моложе 33 лет и осуществлять священническое служение не менее трех лет.

Иезуиты придерживаются общепринятых стандартов в отношении пищи, одежды и жилья. Они не носят особых монашеских облачений или специальной одежды.

История.

15 августа 1534 в маленькой церкви на Монмартре в Париже первые иезуиты, которых было всего семеро, принесли обеты бедности и целомудрия. В этот кружок, возглавляемый св. Игнатием Лойлой (ок. 1491–1556), первоначально входили Николас Бобадилья (ок. 1509–1590), Петер Фабер (1506–1546), Диего Лайнес (1512–1565), Симон Родригес (1510–1579), Альфонсо Сальмерон (1515–1585) и св. Франциск Ксаверий (1506–1552). Шестью годами позже папа Павел III буллой Regimini militantis ecclesiae признал иезуитов в качестве нового монашеского ордена.

Члены Общества Иисуса очень скоро включились в движение Контрреформации, в котором католическая церковь пыталась противостоять распространению протестантизма по всей Европе. Лайнес и Сальмерон участвовали как богословы в подготовке и проведении Тридентского собора (1545–1563). Иезуитские ученые-богословы – св. Петер Канизий (1521–1597), св. Роберто Беллармино (1542–1621) и другие – написали множество полемических сочинений, в которых опровергались еретические мнения той эпохи. Священники-иезуиты отваживались отправляться в области, где восторжествовал протестантизм, в том числе в Германию, стараясь поддержать оказавшиеся во враждебном окружении католические общины. Р. Персонс (1546–1610) и Э. Кэмпион (1540–1581) прославились как проповедники в Англии.

Первым иезуитским миссионером в нехристианском мире стал Франциск Ксаверий. Иезуиты достигли значительных успехов в распространении христианства в восточных странах благодаря тому, что считались с местными обычаями. В Китае астрономы-иезуиты М. Риччи (1552–1610), И.А. Шалль фон Белль (1591–1666) и Ф. Вербист (1623–1688) были приняты при императорском дворе. В Индии Р. де Нобили (1577–1656) следовал образу жизни брахмана. Иезуитские миссионеры играли также важную роль в освоении Нового Света. Благодаря их героическим усилиям в испанской и португальской Америке более миллиона индейцев-кочевников было собрано в оседлые общины, именуемые редукциями. Захватывающая история иезуитских миссий в Канаде отражена в многотомной хронике – Донесениях иезуитов. В той же Северной Америке в 1637 отец-иезуит Ж. Маркетт (1637–1675) сопровождал торговца мехами Л. Жолие, исследовавшего Миссисипи, а в конце 17 в. другой иезуит, Э. Кино (1644–1711), составил карту юго-западной части Северной Америки.