Также по теме

КРИМИНОЛОГИЯ

КРИМИНОЛОГИЯ, наука, изучающая преступника и преступное поведение. Криминологи создают теории, объясняющие причины преступлений, и проверяют их разнообразными методами и средствами, в частности социологическими, такими как опрос, статистический анализ, изучение документов, психологическими методами исследования личности преступника и его поведения и т.д.

Криминологические теории помогают сформировать реакцию общества на преступность, показывая пути предотвращения преступного поведения и способы ответа на его проявления.

Объяснение преступного поведения.

Как дисциплина криминология прошла три фазы развития. Сначала криминологи 18 в. провели различие между преступлением и грехом. Сделав это, они допустили возможность нетеологического объяснения преступного поведения, что, в свою очередь, позволило бесстрастно и систематически изучать причины совершения преступления.

Вторую фазу, начавшуюся в 19 в., можно назвать современной криминологией. В этот период криминология выделилась как отдельная специальность новых дисциплин – психологии, социологии, экономики. Формировались криминологические общества и создавались независимые журналы по криминологии. В качестве движущей интеллектуальной силы дисциплины экспериментальная проверка криминологической теории начала замещать теоретизирование. В эту же эпоху возник обширный набор криминологических теорий.

Третью фазу лучше всего назвать независимой криминологией: в 20 в. она начала отстаивать свою независимость от традиционных, породивших ее дисциплин и становиться самостоятельной. Возникали и росли ассоциации профессиональных криминологов, появлялись журналы, разрабатывались различные учебные курсы по криминологии. Криминологические теории становились многодисциплинарными, потому что независимые криминологи стремились понять преступление как таковое, а не изучать его как один аспект одной всеобъемлющей социологической или психологической теории.

Классическая криминология.

С древних времен проблемы преступления и наказания вызывали интерес и споры. К примеру, третья книга труда афинского историка Фукидида содержит обсуждение полезности смертной казни. С приходом христианства вопросы преступления и наказания практически неизменно рассматривались с теологической точки зрения. Особое значение христианская мысль стремилась придать личной ответственности за проступок. Хотя средневековая практика наказаний зачастую была дикой и необузданной, церковь, как правило, оказывала на нее сдерживающее влияние. В произведениях духовенства часто выражалась идея об исправлении и спасении заблудшего грешника как законной цели наказания.

Однако до 18 в. карательная политика (а значит и понимание преступления) не рассматривалась систематически. К этому пришли только после того, как элитарная природа основного уголовного права, регулярное применение пыток и широко распространенное обращение к смертной казни и другим жестоким и унижающим мерам наказания подверглись критики. Эти злоупотребления стали объектами сатиры философа Монтескье, драматурга Вольтера и других авторитетных авторов. Но наиболее значительным в 18 в. вкладом в этой области стала работа Trattodeidelittiedellepene (О преступлениях и наказаниях), опубликованная в 1764 Чезаре Бонесаной, маркизом ди Беккариа (1738–1794). В этом трактате Беккариа осудил применение пыток и тайных судебных процессов и выступил за отмену смертной казни. Он также доказывал, что неотвратимость – а никак не суровость – наказания является более эффективным сдерживающим уголовное преступление средством и приводил убедительные доводы в пользу соразмерности наказания серьезности преступления.

В Англии реформатор и философ Иеремия Бентам (1748–1832) предложил кодификацию уголовного права, основанную на принципе утилитаризма: наибольшая польза – наибольшему числу людей. Он нападал на неразвитость процедур уголовного суда и чрезмерную суровость наказания, предписанную уголовным правом. Многие идеи Бентама внес в парламент сэр Сэмюель Ромилли. Усилия Бентама и Ромилли заложили фундамент правовой реформы, проведенной уже следующим поколением правоведов.

Эффективность этих усилий подтверждается тем фактом, что в начале 19 в. в Англии смертной казнью наказывались 250 видов преступлений, а к 1861 их число сократилось до четырех.

Работа реформаторов права 18 в. не создала организованной совокупности знаний о причинах и условиях совершения преступлений, но послужила интеллектуальной базой криминологии. Беккариа, Бентам и их последователи сделали преступление и преступников привычными объектами научного исследования.

Современная криминология.

В 19 в. при изучении преступления начали использоваться концепции и технологии быстро развивавшихся биологических и поведенческих наук. Впервые были разработаны типологии преступления и преступников, сделаны попытки отождествления образцов этих типологий с различными биологическими, психологическими и социальными характеристиками преступников. Заслугу основания современной научной криминологии, как правило, приписывают так называемой итальянской школе и работам трех главных ее представителей – Чезаре Ломброзо, Энрико Ферри и Рафаэлю Гарофало.

Итальянская школа криминологии.

Ломброзо утверждал, что преступники относятся к особому физическому и биологическому типу человека. Истинного преступника можно распознать, наблюдая определенные физические особенности или дефекты,  к которым относятся удлиненная нижняя челюсть, асимметричный череп и другие заметные признаки. Согласно Ломброзо, эти черты не являются причиной преступного поведения, а лишь обнаруживают врожденную склонность к преступлению; ей можно сопротивляться только при самых благоприятных социальных условиях. Ломброзо учил, что склонность к преступлению есть атавизм, реверсия к более примитивному состоянию развития человека. Первое издание самой важной работы Ломброзо L’uomodelinquente (1876, Преступный человек) привлекло огромное внимание, потому что оно продемонстрировало осуществимость по-настоящему научного изучения преступного поведения.

Энрико Ферри (1856–1929), ученик Ломброзо, принял утверждение своего учителя о существовании преступного типа. Однако Ферри уделял внимание не только врожденной ненормальности как знаку будущего преступления. Он рассматривал тенденции изменения населения, религию, природу семьи и другие социальные факторы. Ферри тщательнее проработал классификацию преступных типов и включил в нее прирожденного или инстинктивного преступника, душевнобольного преступника, преступника по страсти, невольного преступника, случайного преступника и привычного преступника. Последние два типа представляли менее «прирожденных» преступников по сравнению с плодами неудачных семей или окружающих обстоятельств. Объединение социальных факторов с врожденными дефектами при объяснении преступного поведения существенно расширило сферу криминологии.

Главным вкладом Гарофало (1851–1934) в современную криминологию стало понятие «естественного преступления». Истинное преступление, утверждал он, это такое поведение, которое независимо от среднего уровня морали в обществе оскорбляет основные альтруистические чувства человека. Если другие типы поведения могут по закону регулироваться карательными мерами, говорил Гарофало, то естественное преступление требует особой заботы криминологов. Истинный преступник, следовательно, это тот, кто лишен основных альтруистических чувств, вроде сострадания и честности. Гарофало считал эти недостатки органическими или врожденными, а истинного преступника – особым биологическим или психическим типом. Правда, Гарофало признавал, что некоторые формы преступного поведения могут поощряться социальными условиями и обстановкой.

Итальянская школа внесла ценный вклад в криминологию, так как она побудила мысль и способствовала появлению новых трудов о преступлении и преступниках. Кроме того, итальянская школа сфокусировала внимание на преступнике как подходящем объекте изучения, чего недоставало реформаторам 18 в. Наконец, деятельность итальянской школы положила начало полемике «естество против воспитания», ставшей главной темой на всем протяжении развития современной криминологии.