Содержание статьи
    Также по теме

    БЕККАРИА, ЧЕЗАРЕ

    БЕККАРИА, ЧЕЗАРЕ (Beccaria, Cesare) (1738–1794) – итальянский правовед и публицист. Родился 15 марта 1735 (по некоторым источникам – в 1735) в Милане, в богатой и родовитой семье. Получил приличествующее титулу маркиза Бенесано образование, – в иезуитском колледже в Парме и в университете в Павии.

    С большим увлечением занимался философией, чему особенно способствовал кружок друзей, с которыми Беккариа сошелся для совместного изучения французских энциклопедистов. Первым плодом литературных занятий Беккариа было сочинение о монетном деле в Милане, имеющее исключительно местный интерес.

    В окружении Беккариа господствовало гуманистическое направление, объявившее войну инквизиции и средневековым предрассудкам. Знаменитое сочинение Беккариа о преступлении и наказании Dei delitti e delle pene, вышедшее сначала анонимно в Монако в 1764  (другое издание, исправленное самим автором, вышло в Венеции в 1781), было проникнуто гуманистическим духом. Оно обратило на Беккариа внимание всего просвещенного мира. Особенно приветствовали автора французские энциклопедисты, учеником которых Беккариа себя считал. Через Францию это сочинение распространилось по всей Европе и было переведено на европейские языки. Из комментариев к этому сочинению наиболее интересны Commenentaire sur le livre des délits et des peines Вольтера (1766) и комментарии Дидро (Von Verbrechen und Strafen, 1799).

    Трактат Беккариа имел большое влияние даже и на позднейшее уголовное законодательство, составив эпоху в уголовном судопроизводстве, т.к. в нем за каждым человеком признавались известные права и право на уважение его человеческого достоинства. Беккариа осудил применение пыток и тайных судебных процессов и выступил за отмену смертной казни. Он также доказывал, что не суровость, а неотвратимость наказания является более эффективным сдерживающим уголовное преступление средством и приводил убедительные доводы в пользу соразмерности наказания серьезности преступления.

    Конечно, свободомыслие Беккариа не могло не создать ему множества врагов, которым ему было довольно трудно противостоять, однако, несмотря на все преследования, которым он подвергался, он был приглашен в 1768 на должность профессора государственного права в миланскую академию. Его лекции вышли в свет уже посмертно в Милане в 1804 под заглавием Eléments d’économie publique.

    Трактат Беккариа сыграл определенную роль и в истории развития российского уголовного законодательства. В 1766 императрица Екатерина II поручила передать Беккариа, что она в восторге от его идей и приглашала его в Петербург. Увлечение императрицы идеями Беккариа нашло свое выражение в ее Наказе комиссии для составления нового уложения. Вся X глава Наказа о порядке криминального суда является переводом из трактата Беккариа, сделанным по приказу императрицы Григорием Козицким.

    Наказ постулирует основные идеи Беккариа: все равны перед законом; всякое наказание может быть наложено только судом; задача государства – предупреждать преступления; пытки и уродующие наказания противны справедливости и подлежат отмене. Суд должен быть публичным. Против произвольного привлечения к суду должны существовать гарантии. Обвиняемый должен иметь защитника. Полезным признается правило, по которому всякий обвиняемый судится равными ему. Смертная казнь может быть допустима только «во время возмущения и безначалия». Все граждане должны бояться только закона. Таковы идеи, впервые провозглашенные перед русским обществом и обязанные своим происхождением Беккариа. Правда, как известно, Наказ не имел практических результатов, и лишь немногие идеи Беккариа отразились в русском законодательстве.

    Идеи Беккариа нашли себе применение в России только через столетие после появления трактата. Однако направление, в котором стали стремиться лучшие умы российского общества, было определено. Судебные уставы императора Александра II уже содержали значительную часть этой программы, хотя некоторые положения, даже самые основополагающие (например, что никто не может подвергнуться наказанию кроме как по суду) так и остались для России только идеями даже в 20 в. Тем не менее, трактат Беккариа был очень популярен в России и его неоднократно переводили в 19 –начале 20 вв, в частности С.И.Зарудный, С.Я.Беликов.

    Беккариа умер 28 ноября 1794 в Милане. Он  дожил до своего триумфа. Ему удалось стать свидетелем того, что часть его «еретических» принципов вошла в новое законодательство. Его сочинения под названием Opere diverse были изданы в 1770 в Неаполе (в 1854 их переиздали во Флоренции).