Также по теме

ПЕРЕСТРОЙКА

ПЕРЕСТРОЙКА в СССР (1985-1991), инициированный М. С. Горбачевым и его ближайшим окружением процесс реформирования  системы в СССР.

На состоявшемся в феврале-марте 1986 27-м съезде партии была одобрена стратегия реформ.

1985 – рубежный в истории государства и партии год. Закончилась брежневская эпоха.
В марте 1985 Горбачев был избран новым Генеральным секретарем. Он укрепил свой контроль в Политбюро, секретариате и государственном аппарате, убрав оттуда нескольких потенциальных противников и передвинув влиятельного министра иностранных дел А.А.Громыко на почетный пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Многие министры правительства и первые секретари обкомов партии были заменены более молодыми людьми.

Началась пора перемен, попыток реформирования партийно-государственного организма. Этот период в истории страны был назван «перестройкой» и ассоциировался с идеей «совершенствования социализма».
27-й съезд КПСС состоялся в феврале-марте 1986. На нем была одобрена стратегия реформ и принята новая программа партии, включавшая ускорение экономического роста и улучшение условий жизни населения. Вначале Горбачев склонялся к политике администрирования, таким мерам, как повышение дисциплины труда и антиалкогольная кампания. Но позже Горбачев провозгласил курс на «перестройку» – реструктуризацию экономики и, в конечном счете, всего общественно-политического строя. Однако эти реформы не имели достаточного экономического обоснования, не были тщательно проработаны и ограничивались идеями Ленина и Бухарина времен НЭПа (1921–1928).

Первым заметным в обществе изменением стала политика гласности (свобода слова и открытость информации). Появились многочисленные общественные группы, которые занялись различными видами культурной, спортивной, предпринимательской и политической деятельности.

Некоторые члены Политбюро, во главе с Е.К.Лигачевым настороженно относились к реформам, считая их непродуманными, поспешными и вредными для страны. Действия Горбачева вызвали волну нарастающей критики и среди населения. Одни критиковали его за медлительность и непоследовательность в проведении реформ, другие – за поспешность; все отмечали противоречивость проводимой им политики. Так, принимались законы о развитии кооперации и почти сразу же – о борьбе со «спекуляцией»; законы о демократизации управления предприятиями и одновременно – об усилении централизованного планирования; законы о реформе политической системы и свободных выборах, и сразу же – об «укреплении роли партии» и т.п.

Во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. С 1989 полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза.

Летом 1990 Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Несколько групп экономистов разработали свои программы, в том числе С.Н.Шаталин и Г.А.Явлинский в конце августа 1990 предложили свою радикальную программу реформ «500 дней». По этой программе предполагалось провести децентрализацию экономики, затем последующую приватизацию предприятий, отмену государственного контроля за ценами и допускалась безработица.

Но к реализации была принята программа Рыжкова – Абалкина. Это был умеренная концепция, разработанная под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И.Абалкина, в разработке принимал участие председатель Совета министров СССР Н.И.Рыжков. Государственный сектор сохранялся в экономике на более длительный срок с обязательным контролем со стороны государства над частным сектором. Но реформы экономики не привели к улучшению, напротив, сократились доходы населения, сократилось производство, что в свою очередь вызывало рост социального недовольства. Размер внешней задолженности приближался к 70 млрд. долл., объем производства сокращался почти на 20% в год, а темпы инфляции превысили 100% в год. Советский бюджет сильно зависел от мировых цен на нефть, поэтому мировые цены на нефть были искусственно обрушены. Чтобы спасти экономику, советское руководство, кроме реформ, нуждалось в серьезной финансовой помощи западных держав. На июльской встрече руководителей семи ведущих промышленно развитых стран Горбачев обратился к ним с просьбой о помощи, однако помощи оказано не было. В такой обстановке готовился к подписанию новый союзный договор летом 1991.

Внешняя политика  

Горбачев призывал к «новому мышлению» в международных отношениях, он пытался любой ценой улучшить отношения с Западом, чтобы снизить высокие военные расходы.

Новое мышление должно было заменить практику соперничества великих держав и доказывало, что общечеловеческие ценности должны стоять выше целей классовой борьбы. Поэтому советская дипломатия стала приобретать более открытый характер, но по сути это означало односторонние уступки со стороны СССР. О европейцах и европейском континенте Горбачев говорил как о «нашем общем доме», имея в виду новый миролюбивый характер советской внешней политики. Благодаря новому подходу, общественность европейских стран НАТО (особенно ФРГ), Северной Америки и других регионов стала относиться к СССР с большим доверием и доброжелательностью.

СССР попытался достигнуть новых соглашений с Соединенными Штатами в области контроля над вооружениями. Новая советская стратегическая доктрина подчеркивала свои оборонительные намерения, объявляя целью «разумную достаточность», а не превосходство в вооружениях. В то же время новый советский руководитель не замечал, что, несмотря на смягчение позиций СССР по основным международным проблемам, позиция западных лидеров в отношении Советского Союза не становилась более компромиссной. Все договоры об ограничении вооружений подписывались на невыгодных для СССР условиях. Впоследствии выяснилось, что Запад использовал «новое горбачевское мышление» для того, чтобы придвинуть свои военные базы к самым границам России.

В июле 1985 Горбачев объявил мораторий на дальнейшее развертывание ракет среднего радиуса действия (SS-20) в Европе. В марте 1987 Горбачев принял западную формулу «нулевого варианта», т.е. полного демонтажа таких ракет в Европе. В декабре 1987 Горбачев и президент США Рейган подписали в Вашингтоне договор о ликвидации всех баллистических ракет с радиусом действия от 500 до 5500 км.

С 1987 начался распад социалистической системы Восточной Европы и к осени 1989 во всех странах Варшавского договора (начиная с формирования нового правительства в Польше, которое возглавило движение «Солидарность») произошла смена руководства. В некоторых странах это произошло бескровно, в других, как в Румынии, режим был свергнут вооруженным путем. Произошла «бархатная» революция в Чехословакии, народные восстания в ГДР, Болгарии и Румынии. Была разрушена Берлинская стена и начался процесс объединения Германии. США и ФРГ были согласны пойти на серьезные уступки, в частности, обсудить вопрос о нейтралитете единой Германии, что означало и ее выход из НАТО. Но Горбачев согласился на объединение Германии и без ее выхода из НАТО.

В 1989 начался вывод советских войск из стран социалистического блока. В феврале 1990 были упразднены военные органы Организации Варшавского Договора, и вывод советских войск из Восточной Европы был активизирован.