Содержание статьи
    Также по теме

    СИОНИЗМ

    СИОНИЗМ. Общественное движение, первоначальной целью которого было создание еврейского государства в Палестине и возрождение и сохранение еврейского национального самосознания. Термин «сионизм» произошел от названия холма Сион близ Иерусалима.

    Сионизм оформился как ответ на реакционное движение, вызванное неприятием быстрого социального и экономического прогресса евреев в 19 в. Начиная с 1879 это движение называлось «антисемитизмом». В отличие от того, что было правилом в средневековье, оно было направлено против лиц еврейского происхождения вне зависимости от их исповедания или неисповедания еврейской веры. Преследования евреев базировались якобы не на религиозной основе, и на том, что называлось «расовыми» основаниями. В Германии и Австро-Венгрии образовались антисемитские силы проводили политические действия, которые первоначально не имели определенных результатов. Соответствующие процессы протекали в Англии и Италии, но были слабыми. Во Франции самым ярким проявлением антисемитизма было дело Дрейфуса.

    Антисемитизм поразил Россию в большей степени, когда после убийства либерального царя Александра II в 1881 страну охватила волна реакции, сопровождавшаяся еврейскими погромами. Аналогичные процессы с некоторыми незначительными вариациями, наблюдались в Румынии, Галиции и в Польше, и требовали радикального решения.

    В теоретическом плане решение было предложено, когда Теодор Герцль, известный венский журналист и драматург, инициировал в 1895 движение, ставшее известным как сионизм. Новое движение объявило своей целью создание с помощью дипломатических средств еврейского национального дома в Палестине. Фактически это была новая рационалистическая интерпретация традиционного еврейского мессианского идеала, но личность и целеустремленность Герцля и его признанное место в мире литературы придали ей особую значимость. Сионистские конгрессы, собиравшиеся с 1897, официальный прием Герцля турецким султаном и кайзером Германии, а также открытие британским правительством переговоров относительно возможных альтернативных центров автономных поселений в контролируемых им регионах – все это превратило движение сионизма в политическую силу.

    Тем временем еврейская община в Палестине усилилась за счет переселенцев из России, которые, с помощью барона Эдмонда де Ротшильда (1845–1934), организовались в сельскохозяйственные колонии. Важнейшим элементом возрождения еврейского народа стало возрождение иврита в качестве языка повседневного общения. Модернизация этого языка была осуществлена главным образом усилиями одного из первых сионистов Элиезера Бен-Иехуда  (Eliezer Ben-Yehuda) (1858–1922).

    Литература