Содержание статьи
    Также по теме

    ДОБРО

    ДОБРО – в широком смысле: положительная ценность вообще, благо. В этом широком значении словом «добро» обозначается как то, что имеет, с точки зрения отдельного человека или группы, положительное значение в соотнесении с неким стандартом, да и сам этот стандарт. В обычной речи слово «добро» употребляется для обозначения самых разных благ. В словаре В.Даля «добро» определяется сначала как характеристика материальных благ, и свойство «добрый» также относится прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку; как характеристика человека «добрый» сначала разъясняется как деловое качество, а потом – как моральное. С развитием ценностного сознания происходит понимание смысловых различий в употреблении слова «добро». Самым важным при этом было различение добра в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае – это хорошее, т.е. приятное и полезное, а значит ценное ради чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т.д., а в другом – есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели. Добро в этом втором абсолютном значении – моральное, этическое понятие: оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу.

    Итак, в строгом смысле понятие добра означает, во-первых, особого рода ценность, которая не касается природных или стихийных событий и явлений; добро характеризует намеренные действия, совершенные свободно. Во-вторых, содержание добра обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то, что приближает к идеалу. В истории существовали различные мнения относительно того, к чему должен стремиться человек, чтобы достичь совершенства. В зависимости от понимания идеала, добро и зло трактовались как счастье, наслаждение, польза, соответствующее обстоятельствам и т.д. В-третьих, добро как моральное понятие связано с духовным опытом самого человека и существуют через этот опыт; утверждение добра (в том числе и в борьбе со злом) достигается главным образом в духовных усилиях человека. Любые ценности – наслаждение, польза, слава, красота и т.д. могут быть как добром, так и злом в зависимости от того, как индивид переживает свой конкретный опыт «освоения» этих ценностей в отношении к идеалу, к высшему благу.

    С глубокой древности была осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла. Эта идея проходит через всю историю культуры и конкретизируется в ряде этических положений: а) добро и зло содержательно взаимоопределены и познаются в единстве, одно через другое; но «пробование» зла без строгого, пусть и отвлеченного, понятия добра может гораздо скорее обернуться пороком, нежели действительным познанием добра; б) без готовности сопротивляться злу недостаточно понимания зла и противостояния злу; само по себе это не приведет к добру; в) добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла. Поэтому действительное добро – это деяние добра, т.е. добродетель.

    В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Моральный выбор в конечном счете заключается в выборе между добром и злом. Однако трудность выбора обусловлена тем, что далеко не всегда нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением. Иной раз человеку приходится выбирать между положительными ценностями. Точнее, между действиями или образами жизни, в которых утверждаются различные положительные ценности. Человек часто оказывается в ситуациях, когда приходится принимать решения, не лежащие в рамках однозначного противостояния добра и зла. Это – решения в условиях выбора между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом.

    Рубен Апресян

    Литература

    Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 тт. Т. 1. М.: Мысль, 1988
    Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Ницше Ф. Соч. в 2 тт. Т. 2. М.: Мысль, 1990
    Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993