Также по теме

МУЗЕИ ВАТИКАНА

МУЗЕИ ВАТИКАНА (Musei Vaticani) – крупнейшие музеи мира, включающие комплекс уникальных зданий и ценнейших коллекций.

Исторический очерк.

Строительство Ватикана началось с 4 в., когда была заложена церковь св. Петра и возведена резиденция первосвященника. В 9 в. были построены крепостные стены, а в 13 в. – новая, более обширная, папская обитель.

С 1377 Григорий XI (1370–1378) обосновался в Ватикане (до этого резиденция пап находилась в Латеране, затем – в Авиньоне) и началось строительство дворцов.

При Николае V выстроено квадратное в плане здание, окружающее Кортиле дель Паппагалло (Двор попугаев, арх. Л.Б.Альберти и Б.Росселлино); присоединена к ватиканской резиденции капелла Никколина, посвященная Св. Стефану и Св. Лоренцо.

Сикстинская капелла была создана при Сиксте IV (1471–1484) в 1473–1480 (арх. Джованни де Дольчи).

При Александре VI (1492–1503) построена башня Борджиа.

По поручению Юлия II (1503–1513) Браманте (1444–1514) соединил дворцы Николая V и Иннокентия VII, в результате чего возник Двор Бельведера, построил Лоджии Двора Сан Дамазо, позже украшенные фресками Рафаэля Cанти (1483–1520). Тогда же Микеланджело (1475–1564) расписал своды Сикстинской капеллы.

При Павле III (1534–1549) архитектор Антонио да Сангалло Младший (1483–1546) построил Капеллу Паолина, Зал Дукале и Зал Реджа. При Урбане VIII (1623–1644) Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) возвел Скала Реджа (Лестницу Реджа) и Залы Паолины в Библиотеке и Архивах.

При Пие XI (1922–1939) Латеранский договор признал образование суверенного государства – Ватикан. За ним оставалось право собственности на произведения искусства с обязательством экспонировать их для публики. Для входа зрителей в 1932 архитектором Джузеппе Момо (1875–1940) был построен монументальный вестибюль, двойная винтовая лестница позволяет начать осмотр по самым разным маршрутам, общей протяженность 7 км.

На площади ок. 40 кв. м в 18–19 вв. возникли Музей Церковного искусства (Музео Сакро), Музей Светского искусства (Музео Профано), Музей Пио-Клементино, созданный в 1771–1793 Микеланджело Симонетти (1724–1787) и Джузеппе Кампорезе (1763–1822), Музей Кьярамонти (арх. Антонио Канова, 1757–1822) и др.

По инициативе Павла VI (1963–1978) в Пинакотеке Ватикана был создан отдел современного искусства, который в 1973 преобразовали в Собрание современного церковного искусства.

Грегорианский египетский музей

открыт в 1839. Хранит коллекцию египетских древностей: статуи богини Сехмет (1408–1372 до н.э.), саркофаги из черного базальта (6 в. до н.э.), голова фараона Ментухотепа (21 в. до н.э.), базальтовые статуи богов, статую царицы Туа (1280 до н.э.), статуи Птолемея II (285–274 до н.э.), скульптуры римского периода (2–3 вв.), мумии, погребальные урны, папирусы, скарабеи.

Грегорианский этрусский музей

открыт в 1837 при Григории XVI (1831–1846). Представлены памятники этрусского, греческого и римского искусства: надгробные стелы и саркофаги (5–1 вв. до н.э.), предметы из захоронения в Черветери (7 в. до н.э.), из гробницы Реголини-Галасси, этрусская бронза из некрополя в Вульчи (статуя Марса из Тоди (4 в. до н.э.)), этрусские изделия из золота, терракоты (Акротерий (5 в. до н.э.), скульптура Умирающий Адонис (2–1 вв. до н.э.)), собрание греческой и италийской керамики из этрусских захоронений, рельефы (9–2 вв. до н.э.), надгробный рельеф Стела атлета (5 в. до н.э.), Голова Афины (5 в. до н.э.).

Музей Пио-Клементино

– музей античного искусства. Был создан Клементом XIV (1769–1774) и Пием VI (1775–1799) (отсюда его название).

В Зале греческого креста находятся мозаики 2–3 вв., саркофаги Констанции и св. Елены (4 в.) – дочери и матери Константина Великого.

В Зале Ротонда: мозаика Битва греков и кентавров (1 в.), Геракл (1 в.), Юпитер Ортиколийский (римская копия по греческому оригиналу 4 в. до н.э.), Бюст императрицы (2–3 вв.).

В Зале Муз: статуи муз, римские гермы, Аполлоний торс Аполлона Бельведерского.

В Зале зверей: статуя Мелеагр (копия с оригинала Скопаса 4 в. до н.э.), Мифрас, убивающий быка, торс Минотавра.

В Галерее статуй: Аполлон Сауроктон (копия с работы Праксителя 4 в. до н.э.), Эрос (копия с оригинала 4 в. до н.э.), Спящая Ариадна (копия с оригинала 3–2 вв. до н.э.), Сидящий Парис, Пьяный Сатир, Септимий Север Нептун, Нарцисс, барельеф Марс, Минерва и Венера.

В Галерее бюстов: Катон и Порция (1 в. н. э.), Император Нерва в виде Юпитера (1 в.), Император Адриан (2 в.), Император Каракалла (3 в.).

В Зале масок: мозаики (2 в.) из виллы Адриана в Тиволи, Афродита Книдская (римская копия с оригинала Праксителя 4 в. до н.э.), Три грации (римская копия с эллинистического оригинала).

В Зале Лаокоона: Лаокоон с детьми (1–2 в. до н.э.).

В Галерее Аполлона: Аполлон Бельведерский (римская копия с работы Леохара 4 в. до н.э.), Меркурий (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.).

В Зале Персея или Кановы: Антонио Канова (1757–1822) – Персей (1800).

В Зале Гермеса: Гермес (римская копия с оригинала Праксителя 4 в до н.э.).

В Зале Апоксиомена: Апоксиомен (римская копия с оригинала Лисиппа 4 в до н.э.).

Музей Кьярамонти

основан Пием VII Кьярамонти (1800–1823). Собраны произведения античного искусства: римский саркофаг (2 в.), Герма Гефеста (римская копия с работы Алкамена 5 в. до н.э.), Ганимед, похищаемый орлом (римская копия с оригинала Леохара 4 в. до н.э.), Голова императора Августа (1 в.), статуя Гигеи (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Антонин Пий (137–161), Афина с совой (римская копия с греческого оригинала 5 в. до н.э.), Геракл с палицей (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Август из Прима Порта (1 в.), Дорифор (римская копия с оригинала Поликлета 5 в. до н.э.), Демосфен (римская копия с оригинала Полиевкта 3 в. до н.э.), Статуя Нила (римская копия с эллинистической скульптуры 1 в.), Силен и Дионис (римская копия с оригинала Лисиппа 4 в. до н.э.), Аталанта (римская копия с греческого оригинала 3 в. до н.э.), мраморная колесница (1 в.до н.э.).

Станцы Рафаэля

(от итал. stanza – комната) – три парадные комнаты размерами 8 × 10 м и зал 10 × 15. Находятся в северном крыле Ватиканского дворца, построены при Николае V. В 1508–1517 над росписью стен работал Рафаэль Санти и его ученики.

Станца делла Сеньятура (от итал. segnatura – папский суд) – зал для заседания суда. Фрески олицетворяют духовную деятельность человека – богословие, философию, поэзию и юриспруденцию: Диспут (1509), Афинская школа (1509–1510), Парнас (1511), Юстиция (1511). В медальонах свода изображены аллегорические фигуры: Философия, Справедливость, Поэзия, Теология; на панно: Грехопадение, Суд Соломона, Аполлон и Марсий, Астрономия.

Станца д'Элиодоро – покои папы для приема гостей: Изгнание Гелиодора из храма (1511–1514), Месса в Больсене (1512), Освобождение св. Петра из темницы (1514), Встреча Льва I с Аттилой (1511–1514).