Содержание статьи
    Также по теме

    АВТОБИОГРАФИЯ

    АВТОБИОГРАФИЯ – литературный жанр, описание жизни автора.

    Автобиография как жанр начала складываться в поздней античности, что связано с усилением интереса к отдельной человеческой личности. До этого времени т.е. до последних веков старой и первых веков новой эры определяющую роль в жизни людей играла традиция, следование общепринятым устоям, законам крестьянской общины, правилам жизни в городе-государстве, например, в греческом полисе, законам, установленным египетскими или вавилонскими царями. Существовавшие нормы были освящены традициями, предполагалось, что их установили боги и выступать против них кощунственно. В такой ситуации отдельная личность имела мало возможностей для самовыражения, и вопрос об описании собственной жизни практически не возникал.

    Автобиографии в какой-то мере предшествовали торжественные надписи восточных царей, повествовавших о своих победах, однако тут не может идти речи о настоящем жизнеописании. Все подобные тексты следовали строго определенным правилам и рассказывали о внешних событиях, связанных с тем или иным государем, но не о его внутренней жизни.

    Греко-римский мир знал немало биографических сочинений – самое знаменитое из которых Сравнительные жизнеописания Плутарха. Появление таких книг свидетельствует о росте интереса к отдельной личности, хотя в люди еще не сами описывали свою жизнь – за них это делали историки. Кроме того, всех античных биографов привлекали яркие герои. Представление о неповторимости и значимости любого, даже самого обыкновенного человека, еще не существовало.

    Некоторые выдающиеся деятели античности оставили описания своей жизни, очевидно, считая ее достаточно интересной и важной для потомков.

    Так, древнегреческий писатель, воин и политический деятель Ксенофонт (кон. 5 – нач. 4 вв. до н.э.) написал книгу Анабасис (Поход), в которой рассказал об отступлении десяти тысяч греческих наемников, находившихся на службе у персидского царя Кира младшего и возвращавшихся на родину после убийства своего господина его соперником Артаксерксом. Ксенофонт руководил этим тяжелейшим отступлением, однако характерно, что о себе он пишет в третьем лице, сосредотачиваясь на происходящих событиях, а не на собственной внутренней жизни.

    Не стал говорить о себе в первом лице и знаменитый римский государственный деятель Юлий Цезарь (1 в. до н.э.), подробно описавший свои военные подвиги в Записках о Галльской войне.

    Таким образом, эти античные произведения, хотя и повлияли на складывание автобиографии как жанра, но в то же время скорее могут быть отнесены к мемуарным сочинениям. Мемуары – жанр, близкий к автобиографии, однако, мемуаристы уделяют больше внимания внешним событиям и людям, окружавшим автора.

    Непосредственным предшественником автобиографии в древнем Риме можно считать книгу императора 2 века н.э. Марка Аврелия Наедине с собой (Размышление), в которой этот государь-философ сосредоточился прежде всего на описании своего духовного мира.

    Зарождение и распространение христианства в первых веках нашей эры принесло в мировую культуру понятие ценности человеческой личности – по крайней мере перед лицом Бога. Христианская религия предполагавшая обязательную исповедь каждого верующего, тем самым усиливала внимание людей к их собственным переживаниям и прегрешениям. Не случайно одна из самых знаменитых автобиографий поздней античности, написанная около 400 н.э., носит название Исповедь. Ее автор – выдающийся деятель христианской церкви, философ, писатель, мыслитель, епископ североафриканского города Гиппона – Аврелий Августин (354–430). Роль блаженного Августина в развитии всей христианской мысли огромно – он сформулировал многие принципы, в течение столетий определявшие, и в какой-то мере определяющие до сегодняшнего дня учение католической церкви. Ему же во многом принадлежит заслуга органического соединения идей Нового Завета сучением древнегреческого философа Платона. Августин написал много богословских и философских сочинений. Однако самая знаменитая его книга – Исповедь, в которой писатель подробно рассказал о своих детских и юношеских годах вплоть до того момента, когда этот сын язычника и христианки обратился к вере своей матери. Всю свою жизнь Августин представляет, как иллюстрацию пути, который проходит человеческая душа в поисках истинной веры. Впрочем, это не помешало ему ярко и красочно рассказать о своем детстве, семье, школе, о своих проступках и увлечениях. Таким образом, Исповедь блаженного Августина стала одной из первых книг, которые могут безоговорочно быть названы автобиографиями.

    Органическое соединение рассказа о внешних событиях жизни и о своих духовных исканиях, достигнутое Августином, не могло получить большое распространение в средние века. Чем больше западноевропейская культура отдалялась от античности, тем быстрее слабел интерес к описанию окружающего мира и собственной жизни. Исповедь, совершавшаяся у ранних христиан публично, со временем стала тайной, исповедоваться письменно, «для читателя», оказалось не принято. Анонимность большей части средневековых произведений искусства – будь то фреска, икона, собор или книга, тоже очень характерна. Своей главной задачей деятели культуры этой эпохи считали обращение к Богу, а вовсе не подчеркивание собственного «я». Средневековье знает много исповедей, но большинство из них сосредотачивается преимущественно на духовных поисках авторов, и они скорее могут быть отнесены к богословским сочинениям, чем к автобиографиям.

    В позднем средневековье ситуация начала постепенно меняться. В 10–13 вв. разрастание городов привело к большим изменениям не только в экономической и политической, но и в духовной жизни Европы. Центрами культуры и образования стали не отделенные от мира монастыри, а университеты, находившиеся в городах и, соответственно, намного сильнее связанные с окружающей действительностью. Одной из важнейших черт средневековой городской культуры становится рационализм – мировоззрение, полагающее основой познания мира прежде всего разум. Таким образом, значение отдельного человека, наделенного разумом, а следовательно, способностью к размышлению, начало возрастать.

    Характерно, что именно в это время появляется еще одна яркая автобиография, книга французского философа и богослова Пьера Абеляра (1079–1142) История моих бедствий.

    Абеляр был уже во многом человеком будущей эпохи. В отличие от большинства других средневековых богословов, он не пытался «скрыть» собственную индивидуальность. Яркий мыслитель, умелый оратор, он стремился к славе и популярности и, конечно же, не случайно имел множество врагов. Взгляды Абеляра на многие богословские вопросы были слишком непривычными, и его обвинили в ереси. Один из величайших проповедников средневековья, Бернар Клервосский, обрушился на Абеляра в своих проповедях. Ученому пришлось отречься от своих взглядов, его книги были сожжены. Все эти злоключения были описаны им в Истории моих бедствий. Кроме того, Абеляр, через шесть столетий после Августина, обратился к описанию своей личной жизни. Однако если для человека раннего средневековья рассказ о собственной жизни должен был только проиллюстрировать восхождение души к Богу, для человека рубежа одиннадцатого и двенадцатого столетий его собственные переживания ценны уже сами по себе. Именно поэтому Абеляр подробно рассказал о любви к своей ученице Элоизе и о злоключениях, выпавших на долю несчастных влюбленных. Абеляр и Элоиза стали одной из самых знаменитых пар разлученных возлюбленных в мировой культуре, причем, в отличие от Тристана и Изольды или Ромео и Джульетты, они были реально существовавшими людьми, память о которых сохранилась благодаря автобиографии Абеляра.

    Для сменившей средневековье эпохи Возрождения характерен исключительный интерес к отдельной человеческой личности. Гуманизм, ренессансное философское течение, поместил в центре мира человеческую личность и отказался от представлений о ее греховности и ничтожности, перейдя к восхвалению человека за его разум, красоту, силу, владение науками и искусствами. Не случайно в эпоху Возрождения в живописи развивается такой жанр, как портрет (и автопортрет), а в литературе – лирическая поэзия. Люди Возрождения в разных сферах культуры стремились наиболее полно выразить себя. Символично, что один из отцов Возрождения – итальянский поэт Франческо Петрарка (1304–1374) способствовал также и развитию жанра автобиографии.