Также по теме

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Детская литература всех времен устремлена в будущее. Все самое интересное в мировой литературе подхватывалось и множилось детской фантазией, эмоциональностью и верой. Первыми, кто открывает детям гармонию между прошлым и будущим, заставляя поверить в бесконечность созидательных возможностей человека, оказываются лучшие сказочники, философы, мыслители и пророки: Ганс-Христиан Андерсен, братья Гримм, Льюис Кэрролл, Джон Р.Р.Толкиен.

Свои лучшие творения обращали к детям и фантасты – Джонатан Свифт, Жюль Верн, Рэй Брэдбери, Клиффорд Саймак.

Но именно детям писатели и поэты стали адресовать свои творения лишь к концу 17 в.

Детская литература (Европа, Америка)

Из двух творений Гомера Одиссея, появление которой историки относят к 8–7 вв. до н.э., несомненно, более доступна и привлекательна для детского восприятия, чем Илиада. Главный интерес у детей вызывает личность Одиссея, человека, практически ни в чем не уступающего богам и титанам, своими изобретательными подвигами, радостной отвагой, хитроумнейшими перевоплощениями и мудростью доказывающий юным читателям, что человек может гораздо больше, чем ему дано.

Басни мудреца Эзопа (6 в. до н.э.) азартно воспринимаются детьми, ибо предоставляют им возможность познания через игру. Охотно «превращаясь» в животных и птиц, цветы и вещие деревья, дети легко и весело вступают в схватку с собственным невежеством и ленью. Учатся шутя и играя одолевать чванство и жадность, самовосхищение и глупость, интуитивно развивая ассоциативно-аллюзорное мышление.

Интерес у множества поколений детей вызывали и вызывают Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, создававшиеся и совершенствующиеся на протяжении 12–14 вв. и получившие завершение в грандиозном романе Томаса Мэлори (1417–1471) Смерть Артура (1469). Для детей роман вышел в специальном издании, под названием Падение Камелота.

Не меньшей популярностью у юных читателей пользовалась создававшаяся в эпоху средневековья Легенда о Робин Гуде. Король Артур, Озерный рыцарь Ланселот и благородный разбойник Робин Гуд увлекали детское воображение.

17 в. характерен тем, что с первой его трети стали появляться творения, напрямую адресованные детям. Одним из пионеров детской литературы стал французский сказочник и философ Шарль Перро. В своих философских сочинениях – Параллели между древними и современниками он доказывал преимущества современной литературы перед «закостеневшими древними формами». Его лучшие сказки, изложенные языком образным, страстным и доступным детям, принесли ему мировую славу, гармонично сочетая острый сюжет, оригинальные характеры и притчевые подтексты. Сказки Золушка, Красная шапочка, Спящая красавица, Синяя борода не раз использовались в различных интерпретациях братьями Гримм, Андерсеном, Пушкиным и Ирвингом. В золотой фонд детской литературы вошел и сборник Перро Сказки матушки Гусыни.

 © DeA Picture Library/G. De Vecchi     ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ Ш.ПЕРРО ЗОЛУШКА       © DeA Picture Library     ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКАМ МАТУШКИ ГУСЫНИ

Чешский просветитель, педагог и священник Ян Амос Коменский (1592–1670) опубликовал в 1658 иллюстрированную книгу Мир чувственных вещей в картинках, ставшую фактически первой детской энциклопедией 17–18 вв.

В 1712 была переведена на английский язык (а затем и на основные европейские и русский) книга арабских и персидских сказок Тысяча и одна ночь, среди которых особенную популярность завоевали Семь путешествий Синдбада-морехода, Приключения Алладина и Али-Баба и сорок разбойников. Имена главных героев этих сказок обрели в дальнейшем еще большую популярность благодаря многочисленным киноверсиям.

Книга Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль произвела на молодежь большое впечатление. Несмотря на многомерность этой ирреальной утопии, именно юношеская аудитория первой почувствовала ее загляд в будущее, жизнерадостное озорство и парадоксальность. Равно как и сатирическую мощь, азартно ниспровергавшую «незыблемость ортодоксального мышления».

Властителями умов как взрослых, так и детей стали две книги, вышедшие в Англии в первой трети 18 в. – Робинзон Крузо (1719) Даниэля Дефо и  Путешествия Гулливера (1726) Джонатана Свифта.

Книга Дефо – своеобразная ода мужеству, находчивости и стойкости очень земному человеку. А фантастическая сатира Свифта стала одной из первых попыток преодоления привычного мышления. Если Робинзон Крузо всей сутью своего характера, судьбой и поступками являл для детей конкретный пример человеческих возможностей в экстремальных обстоятельствах, то приключения Гулливера взывали к постижению неведомых измерений.

Интерес к истории вызвали у детей и подростков романы Вальтера Скотта. Дети зачитывались его книгами, получая первое образное представление о Крестовых походах, красоте древнего Иерусалима, средневековых сражениях и рыцарских турнирах, властителях Востока и Запада. Читателей вдохновляли не только события и характеры героев романов Роб Рой (1818), Айвенго (1820), Квентин Дорвард (1823), Ричард Львиное сердце (1832), но и соперничество и взаимопроникновение европейской и азиатской культур.

Значительную лепту в детскую литературу внес немецкий писатель-философ, композитор и живописец Эрнест Теодор Амадей Гофман. Две причудливые сказки «удивительного немца» – Щелкунчик и Повелитель блох (1822) – стали эталонами детской классики, ошеломив детское воображение причудливыми сюжетными ходами и обворожительной мистикой.

Важную роль в становлении американской (а затем и всемирной) литературы, обращенной непосредственно к поколению молодых, сыграли книги Вашингтона Ирвинга (1771–1832) и Джеймса Фенимора Купера. Если В.Ирвинг покорял детские сердца неожиданными поворотами сюжетов, искрометным юмором и оригинальностью характеров героев своих новелл – Жених-призрак, Дом с привидениями – и уникальной личностью Рип Ван Винкля, а позже жизнеописанием судьбы Колумба (1828), то Фенимор Купер поражал воображение зримой достоверностью деталей и феноменальным знанием обычаев и быта индейских племен в серии книг о Кожаном Чулке, особенно в романах Пионеры (1823) и Последний из могикан (1826).