Содержание статьи
    Также по теме

    ХУ

    ХУ (The Who), английская рок-группа. Создана в 1964. Состав: Роджер Долтри (Roger Daltrey) – вокал, Пит Таунсенд (Pete Townshend) – гитара, вокал, Джон Энтуистл (John Entwistle) – бас-гитара, Кейт Мун (Keith Moon) – ударные.

    Наряду с «Битлз», «Роллинг стоунз», «Ти Рекс», «Лед Зеппелин» и др. известными британскими группами «Ху» являли собой образец рок-группы, которому продолжают подражать, хотя их нередко вспоминают, когда речь заходит о скандальном поведении на сцене. Именно «Ху» в середине 1960-х стали первооткрывателями «рок-вандализма».

    «Ху» стояли у истоков тяжелой музыки – хард-рока. Уже первые их песни отличались непривычно жестким и шумным звучанием. Пит Таунсенд считается одним из тех немногих гитаристов, которые действительно повлияли на развитие рок-музыки. В тот период Эрик Клэптон (Eric Clapton) и Джон Майялл (John Mayall) были приверженцами исполнения длительных виртуозных соло, тогда как Таунсенд сконцентрировался на звучании гитары, добиваясь того, чтобы оно было предельно мощным, объемным и монолитным. Другой отличительной особенностью «Ху» была исполнительская манера барабанщика Кейта Муна. Его невероятно шумная, напористая и подчас хаотическая (но не в ущерб ритмичности!) игра напоминала манеру фри-джазовых ударников. В сочетании с гитарой Таунсенда и упругой бас-линией Энтуистла это рождало неповторимый звук группы и впечатляющее сопровождение для голоса Рождера Долтри. Сочинением песен занимались все члены группы, однако основным автором был Таунсенд. Талантливый композитор, вскоре он доказал, что способен сочинять не только мелодии для песен, но и рок-оперы. В 1969 «Ху» записали первую в истории рок-оперу Томми. Группа привнесла в рок-музыку атмосферу напора и агрессии, свободное поведение на сцене, а крушение гитар и аппаратуры стало их фирменным знаком.

    Танушенд и Энтуистл вместе играли в школьном джазовом оркестре. В начале 1960-х они оказались в одной группе – «Детурс» (Detours), вокалистом которой вскоре стал молодой рабочий Роджер Долтри. После того, как барабанщика Дуга Сэндома (Doug Sandom) заменил Кейт Мун, оформился классический состав этого коллектива. Тогда же появилось название «Ху» / The Who («Кто» или «Те, кто»). Некоторое время, по совету своего первого менеджера, группа выступала под названием «Хай намберз» (The High Numbers), но вскоре музыканты вернулись к первоначальному варианту.

    Английская рок-группа «ХУ» (The Who). The Who Official website (thewho.com)

    Группа играла популярный в то время американский ритм-н-блюз. В поиске актуальности и оригинальности менеджеры группы представляли их как группу для модов (mods – модные ребята, стиляги, – довольно многочисленное в Англии середины 1960-х молодежное сообщество). Этот прием был удачным, и «Ху» надолго стали символами и кумирами модов, а композиция Ребята в порядке (Kids are Alright) – наиболее любимой.

    Первый сингл с песней Я не могу объяснить (I Cant't Explain) вышел в начале 1965 и после выступления группы на телевидении попал в десятку британского хит-парада. Осенью того же года группа выпустила песню Мое поколение (My Generation), которая стала гимном уже не только модов, но и всей западной бунтарски настроенной молодежи второй половины 1960-х (с такой, в частности, знаменитой строчкой, как «Я надеюсь, что умру еще до того, как состарюсь»). Первый альбом группы Мое поколение (1965) имел в Британии большой успех.

    Группа стремительно развивалась, во многом благодаря творческим амбициям Таунсенда. После выхода второго диска Быстрый (A Quick One, 1966), изданного в США под названием Счастливый Джек (Happy Jack), популярность группы распространилась за пределами Британии. «Ху» активно включились в т.н. «британское вторжение» – триумфальную экспансию английской рок-музыки на американский рынок.

    Альбом Ху распродают все билеты (The Who Sell Out, 1967) нес на себе отпечаток психоделической культуры. Музыкальные новации Таунсенда, вызывавшие споры еще несколько лет назад оказались созвучными времени. И он снова делает шаг, который подтвердил уникальность группы. Эти шагом стала рок-опера Томми (Tommy, 1969), в основу сюжета которой был положен рассказ о слепом парне, невероятно удачливом игроке на электрическом бильярде, ставшем в итоге почти пророком. Таунсенд достиг своей цели – успех пластинки был впечатляющим, группа активно гастролировала, исполняя рок-оперу. Вскоре ее стали исполнять в других театрах. В 1975 Кен Расселл (Ken Russell) снял одноименный музыкальный фильм по этой опере (с Элтоном Джоном), а в 1993 как мюзикл она была поставлена на Бродвее.

    В 1970-х Таунсенд много экспериментировал с электронным звучанием. Творческое развитие группы он видел в крупных музыкальных формах и готовил новую рок-оперу Дом жизни (Lifehouse), но группа отклонила эту идею. В 1971 вышел простой, т.е. состоявший из отдельных песен диск Кто следующий? (Who's Next, игра слов: Кто следующий или Следующий альбом «Ху»), ставший одной из самых популярных пластинок начала 1970-х.

    Однако Таунсенд не отказался от формы рок-оперы. Так в 1973 вышло второе крупное произведение «Ху» под названием Квадрофения (Quadrophenia), посвященное истории движения модов, которому группа была некогда сопричастна. Эта опера была также экранизирована – в 1979 режиссером Фрэнком Роддэмом (Franc Roddam).

    Усиливавшиеся противоречия между членами группы привели к тому, что каждый из них в 1970-х пробовал себя в сольной деятельности. Ни одна из этих работ, впрочем, не имела особого успеха. Мун и Таунсенд пристрастились к алкоголю и наркотикам. Возникшее в середине 1970-х панк-движение рассматривало «Ху» как анахронизм, несмотря на то, что группы панк-рока многое позаимствовали именно у «Ху». Несмотря на это, альбом Who are you (снова обыгрывание своего названия – «Кто ты» или «Ху» – это вы», 1978) получил большое признание. Вскоре скончался Кейт Мун, что было сильным ударом для остальных членов группы, предопределившим ее распад.

    Пригласив другого барабанщика – Кенни Джонса (Kenny Jones), ранее игравшего в «Смол фэйсез» (Small Faces), они провели турне и выпустили в 1980-х диски Танцы лица (Face Dances, 1981), Это трудно (It's Hard, 1982) и концертный Кто последний или Последняя работа «Ху» (Who's Last, 1984), но потеря Муна оказалась слишком существенной для того, чтобы продолжать нормальную творческую деятельность. В 1984 группа заявила о своем распаде. Тем не менее, в течение последующих полутора десятилетий она несколько раз воссоединялась, давая отдельные концерты.

    В 2002 было запланировано американское турне «Ху», но незадолго до его начала скончался бас-гитарист Джон Энтуистл. Это отменило и, может быть, навсегда планы очередного воссоединения группы.

    Александр Зайцев

    Литература

    Chris Charlesworth. Townshend. Proteus Pub Co; 1984
    Pete Townshend. The Who's Tommy: The Musical. Pantheon Books; Book and CD edition,1993
    Richard Barnes. The Who: Maximum R & B. Plexus Pub; 2003