Содержание статьи
    Также по теме

    ОАЗИС

    ОАЗИС (Oasis), английская музыкальная группа. Создана в начале 1990-х.

    Исходный состав: Лайам Галлахер (Liam Gallagher) – вокал, Ноэл Галлахер (Noel Gallagher) – гитара, вокал, Пол «Боунхэд» Артурс (Paul «Bonehead» Arthurs) – гитара, Пол МакГигэн (Paul McGuigan) – бас-гитара, Тони МакКэролл (Tony McCaroll) – барабаны.

    Группа была создана в начале 1990-х на основе школьной рок-группы. Уже к середине десятилетия «Оазис» стали феноменом поп-культуры, обзаведясь всеми атрибутами классических «рок-звезд», в том числе – на короткий период – массовой истерией поклонников, наподобие той, что сопровождала «Битлз» в 1960-х.

    Автор почти всех песен коллектива, гитарист и певец Ноэл Галлахер, некоторое время работал звуковым техником при известной британской группе «Инспайрал Карпетс» (Inspiral Carpets), исполнявшей музыку в духе т.н. «манчестерской волны», популярной в конце 1980-х и начале 1990-х. Его брат Лайам организовал группу из своих школьных товарищей, которая периодически выступала в барах и клубах Манчестера. Когда Ноэл оставил работу звукотехника, Лайам предложил брату присоединиться к своей группе. Ноэл принес в коллектив большое количество собственного песенного материала.

    После нескольких месяцев упорных репетиций и концертов в барах и клубах, «Оазис» показали свою демонстрационную запись Элану МакГи (Alan McGee), руководителю звукозаписывающей компании «Криэйшен Рекордс» (Creation Records). МакГи оценил потенциал молодой группы, и весной 1994 вышел их первый сингл Сверхзвуковой (Supersonic). А их дебютный альбом Определенно наверное (Definitely Maybe), выпущенный в конце весны 1994 стал сенсацией: ни один диск начинающей группы в Британии не распродавался с такой поразительной скоростью. Определенно наверное занял сразу первое место в Британском хит-параде.

    Они возглавили волну брит-попа (brit-pop), наиболее массированную атаку Британской поп-культуры на мировой рынок со времен «британского вторжения» первой половины 1960-х. И в творчестве, и в имидже «Оазис» опирались на образцы, созданные легендарными английскими группами 1960-х годов: «Битлз», «Роллинг стоунз», «Ху» (The Who) и др. В своем скандальном соперничестве с другой популярной группой брит-попа – «Блер» (Blur) – они явно подражали великому «спору» между «Битлз» и «Стоунз». Однако, если у групп 1960-х соперничество было чисто творческим, то «Оазис» перевели его в сферу общественных скандалов, грубых и язвительных заявлений в прессе. Признаваясь в преклонении перед «Битлз», братья Галлахеры в большей степени заимствовали модель «Роллинг стоунз» – вызывающее, нарочито хулиганское поведение и «грязное», «сырое» звучание музыки.

    За все последующие годы эта модель практически не изменилась. Музыканты неоднократно заявляли, что они играют музыку, которая им нравится и ко всевозможным экспериментам относятся презрительно. Шумный гитарный рок-н-ролл, чередующийся с размеренными балладами – типичная формула альбомов «Оазис». Одно из преимуществ их музыки – впечатляющая плотность звучания, создающая не столь частый в современной музыке эффект «стены звука» (wall of sound).

    Лучшим достижением стал второй диск (What's the Story) Morning Glory?/ приблизительный перевод: (В чем там дело) Утреннее Сияние?, появившийся в октябре 1995. Был распродан рекордными темпами и в рекордных количествах. Музыкальный материал подтвердил ожидания слушателей и критиков. Мелодический талант Ноэла Галлахера раскрылся как в жестких ударных номерах, так и в тонких лирических композициях. Несмотря на то, что Галлахер позволил себе немало заимствований – как явных, так и скрытых (у «Битлз», из песни Джона Леннона Представь (Imagine), у группы «Инэксэс» / INXS и др.), песни этого альбома (как Стена чудес (Wonderwall), Кто-то может сказать (Some Might Say) или Не оглядывайся во гневе (Don't Look Back in Anger)) были на уровне шедевров популярной музыки. Альбом принес группе всемирную популярность. Последовавшее за ним турне было апогеем «оазисомании». Однако, начиная, с третьего диска Будь здесь сейчас (Be Here Now, 1997) ажиотаж начинает быстро ослабевать. Причина в том, что в этом альбоме, как и в двух последующих Стоя на плече у гигантов (Standing on the Shoulder of Giants, 2000) и Языческая химия (Heathen Chemistry, 2002) присутствовали все компоненты «стиля Оазис» за исключением одного самого важного: не хватало тех блестящих песен, которыми отличались первые два диска.

    Несколько раз группа находилась на грани распада из-за серьезных внутренних противоречий, в частности, между братьями Галлахерами. Состав коллектива претерпел изменения. Тем не менее, «Оазис» смогли удержать статус признанных «рок-звезд». Что и подтвердил концертный альбом Знакомые миллионам (Familiar to Millions), записанный во-время выступления группы на стадионе Уэмбли летом 2000.

    Среди сборников группы стоит отметить интересную коллекцию редких песен Генеральный план (Masterplan,1998).

    Александр Зайцев

    ОАЗИС. Copyright © 2002 Sony Music Entertainment, Inc. Photo by Andrew MacPherson

    Литература

    Paul Mathur. Oasis: the Real Story. Bloomsbury Publishing Plc; 1996
    Paul Mathur. Take Me There: Oasis, the Story. Overlook Press; 1997
    Gallagher, Terry Christian. Brothers: From Childhood to Oasis: The Real Story London Bridge Mass Market; 1998