Содержание статьи
    Также по теме

    БЕНЕДИКТ XVI

    БЕНЕДИКТ XVI (Йозеф Ратцингер, Ratzinger, Joseph Alois) (р. 1927) – 265-й Папа Римский.

    Родился 16 апреля 1927 в баварском городке Марктль-ам-Инн. Один из трех детей полицейского Йозефа Ратцингера и Марии Пейнтнер, до замужества работавшей поваром в гостинице. Родители будущего Папы Римского были убежденными католиками, негативно относившимися к национал-социализму, а один из его близких родственников – священником и членом Немецкого парламента (Рейхстага). В 1932, когда к власти в Германии пришли нацисты, семья переехала в приграничный город Аушау-ам-Инн. В 1937 они снова поселились на новом месте, рядом с г.Траунштайн. Там Й.Ратцингер поступил в классическую гимназию, где начал изучать латынь и греческий, а через два года стал слушателем духовной семинарии, сделав первые шаги в своей духовной карьере.

    Несмотря на то, что в юности будущий понтифик некоторое время состоял в рядах гитлерюгенда и, как все подлежащие демобилизации, в 1944 был призван на службу в вермахт, он при первом удобном случае дезертировал из армии (в апреле-начале мая 1945). Проведя некоторое время в лагере для военнопленных, в июне 1945 вернулся в Траунштайн, и в ноябре 1945 приступил к занятиям в семинарии.

    В 1947 Ратцингер поступил в Георгианум (Herzogliches Georgianum), богословский институт при Мюнхенском университете.

    В июне 1951 во Фрайзинге принял сан священника и, как приходской викарий, вел в школе уроки закона Божьего. Видимо, именно тогда у него формируется способность просто и доходчиво излагать сложные теологические вопросы и закладываются навыки будущего блестящего богослова.

    В 1951–1952 – преподаватель Высшей школы Философии и теологии г.Фрайзинга; в 1952–1959 – преподаватель Боннского университета.

    В 1953 написал одно из своих значительных сочинений, Народ и дом Божий в экклезиологии Августина о Церкви (Volk und Haus Gottes in Augustins Lehre von der Kirche).

    Докторскую диссертацию Ратцингер посвятил богословию истории Св. Бонавентуры (1953).

    Преподавал богословие на кафедре теологии Боннского университета (1959–1969), в Мюнстере (1963–1966) и Тюбингене (1966–1969), где без особого успеха пытался выступать против леворадикального студенческого движения.

    Как признанный теолог и советник кардинала Йозефа Фрингса (Josef Frings), принимал активное участие во Втором Ватиканском соборе (1962–1965).

    В 1969–1977 – вице-ректор и профессор догматики и истории (развития) догматов университета в Регенсбюрге (Regensburg). В этот же период участвовал в международной теологической комиссии Ватикана.

    В 1972 вместе с де Любаком и Х.У. фон Бальтазаром сотрудничал в журнале «Коммунио» («Communio» – Причастие), посвященном вопросам католической религии и культуры.

    24 марта 1977 Ратцингер стал архиепископом Мюнхенским и Фрайзингским, а 27 июня того же года папа Павел VI возвел его в сан кардинала. На следующий год кардинал Ратцингер участвует в конклаве, избравшем 264-го Папу Иоанна Павла II.

    В 1981 был назначен префектом Конгрегации по делам вероучения (см. также ИНКВИЗИЦИЯ), которая призвана следить за чистотой католического вероучения. На этом посту Ратцингер приобрел славу одного из самых влиятельных идеологов церкви, консерватора и последовательного противника модернизации теологии.

    Ратцингер неоднократно выступал против различных «новшеств» в делах Церкви, например, отмены целибата у католических священников, рукоположения женщин в сан и «радикального феминизма» как такового. Он не скрывал сожаления по поводу изменения в чине католической литургии (т.н. Ватиканской мессы), которую с 1969 вменяется служить на национальных языках, а не на латыни, как дореформенную Тридентскую (см. также ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, ВТОРОЙ). Вместе с папой Иоанном Павлом II Ратцингер пытался укрепить внутрицерковную дисциплину и авторитет католической церкви. На посту префекта конгрегации издал ряд документов, подчеркивающих неприятие им экспериментаторства в вероучении, а также его отношение к делам светской жизни, которые противоречат догматам Церкви, в частности: Декларацию о масонских обществах (1983); Инструкцию о христианской свободе (Libertatis conscientia, 1986); о проблемах гомосексуализма и сексуальной этики, инструкцию о защите жизни Donum vitae (1987); о форме христианской медитации (1989); инструкцию о призвании теолога в Церкви Donum veritatis (1990); послание о роли Церкви-общности Communionis notion (1992); послание о причастии разведенных Annus Internationalis Familiae (1994) и т.д.

    В 2002 стал деканом коллегии кардиналов (или кардинальской коллегии) – совещательного органа при папе римском, принимающего власть в период, когда папский престол свободен и играющего особую роль при выборах нового папы.

    После смерти 2 апреля 2005 Иоанна Павла II, конклав, начавший свои совещания 18 апреля, уже на следующий день (19 апреля) назвал Йозефа Ратцингера новым папой под именем Бенедикта XVI.

    Бенедикт XVI продолжал развивать линию предшествовавшего понтификата и, несмотря на ожидания консервативной части верующих, декларовал приверженность решениям Второго Ватиканского собора. Он – сторонник межконфессионального и межрелигиозного диалога, стоящий на позициях христианского экуменизма (инициируемое католической церковью стремление объединить существующие религиозные конфессии на основании аргумента о единственности и неделимости Церкви (согласно Никейскому символу веры).

    Еще одной причиной возможности сближения религиозных конфессийявлялся атеизм, распространение которого Бенедикт XVI считал причиной многих проблем современного общества. Именно на этой почве при нем наметилось сближение Ватикана с Московской патриархией. В одном из своих выступлений Бенедикт XVI подчеркивал: «… католическая церковь смело идет навстречу другим конфессиям и религиям. Подлинное служение делу экуменизма оправдано сильной верой – самой верой, а не той или иной ее интерпретацией. Наши экуменистические проблемы, в частности, с православными, вызваны не вопросами веры, а нашими историческими и культурными различиями». Однако, со своей стороны, католики-экуменисты готовы к компромиссам и униям при условии признания примата римского первосвященника.

    Йозеф Ратцингер владеет 10 языками, он имеет 8 докторских степеней по теологии и философии. Библиография его насчитывает несколько сотен публикаций, ряд из которых был переведен на многие языки мира. Его исследовательские работы относятся главным образом к широко понимаемой догматичной и фундаментальной теологии. Есть также публикации по литургике, моральной теологии, общественной теологии, теологии истории, где он близок концепциям Х.У. фон Бальтазара, И.Конгара, А.де Любака и других представителей «новой теологии».

    В феврале 2013 Бенедикт XVI принял решение сложить с себя свои полномочия и оставить Папский престол. Свое решение понтифик мотивировал преклонным возрастом и состоянием здоровья.

    Некоторые из сочинений папы Бенедикта XVI: Епископат и примат, 1961 (часть 2); Введение в христианство (1968); О будущем экуменизма (1976); Отчет о вере (1985); Церковь, экуменизм и политика (1987); Природа и задачи богословия, 1993; Соль земли (1997); Небо и земля (1997); Иоанн-Павел II. Двадцать лет в истории (1998); Бог и мир (2001); Вера, истина, терпимость (2003); Без корней (2004).

    См. также ПАПСТВО.

          БЕНЕДИКТ XVI

    Литература

    Allen, John L. Pope Benedict XVI: a biography of Joseph Ratzinger. New York; London: Continuum, 2005
    Интернет-ресурс: http://www.ratzingerfanclub.com