Содержание статьи

    ХАРИВАНША

    ХАРИВАНША (санскр. – «Родословие Вишну»), один из наиболее авторитетных и популярных памятников корпуса вишнуитской литературы, формально считающийся девятнадцатой книгой Махабхараты, но реально являющийся и по композиционным особенностям и по мировоззрению ранней пураной. Решить вопрос о приблизительной датировке этой пуранической поэмы не представляется возможным. Исследователи придают значение тому факту, что в Хариванше упоминается римская монета динарий, название которой фигурирует в надписях Гуптов, т.е. примерно 400. Исходя из принятой верхней границы Махабхараты, с которой Хариванша пусть формально, но все же связывается рубежом 3–4 вв. (некоторые основные рукописи великого индийского эпоса содержат текст Хариванши, в других он отсутствует), Родословие Вишну можно датировать не позднее 5 в., имея в виду историческую многослойность памятника и разновременность его составляющих. Текст Хариванши (которую иногда так и называют – Хариванша-пурана) состоит из трех частей, в которых насчитывается 16 374 стиха, составленных простым эпическим размером шлока.

    Часть I содержит повествование о создании мира и о родословии богов и царей обеих индийских мифологических династий. По этим признакам данная часть является наиболее «пуранической», поскольку содержит нормативные тематические составляющие, отличающие пураны как жанр. Чтобы связать Хариваншу с Махабхаратой, ее составители в вводных главах заставляют царя Шаунаку просить возницу-сказителя Уграшраваса пересказать ему после повествования о войне потомков Бхараты (содержание Махабхараты) предания о происхождении союзника Пандавов – Кришны, о тех двух кланах, к которым он принадлежал, – о Вришниях и Андхаках. Уграшравас обещает воспроизвести ответ на тот же вопрос, который царь Джанамеджая (совершавший многолетнее жертвоприношение змей, изложенное в первой книге Махабхараты) некогда задал мудрецу и сказителю Вайшампаяне после изложения тем Махабхараты, и потому все повествование Хариванши идет от имени последнего. Первая часть носит название Хариваншапарван (Книга родословия Вишну: Хари – одно из наиболее популярных его имен) и, таким образом, как нередко бывает в индийской культуре, часть «перекрывает» целое. Первая часть представляет собой своего рода антологию раннеиндуистских мифов и легенд. К ним относятся легенда о Дхруве, который стал Полярной звездой, о Дакше и его дочерях, а также о прародительницах богов и демонов, о титане Вене – враге Вед и жертвоприношений – и его сыне Притху, ставшем первым царем людей. При изложении генеалогии Солнечной династии, происходящей от царя Икшваку, сообщается старинная легенда о соперничестве двух великих мудрецов-риши – кшатрия Вишвамитры с брахманом Васиштхой, а при изложении происхождения царей Лунной династии, происходящей от Атри, сына бога луны Сомы, – известное еще из Ригведы и Шатапатха-брахманы сказание о любви земного царя Пурураваса (внука божества луны и священного сока Сомы) и небесной нимфы Урваши. Эта «романтическая история» имеет непосредственное отношение к основной теме Хариванши: к потомкам Пурураваса принадлежал и Яяти, чей сын Яду считается предком племени Ядавов, одним из которых был Васудэва – отец Кришны, главного воплощения (аватара) Вишну – основного протагониста второй части Хариванши. После выяснения «земных корней» Кришны следует серия гимнов Вишну, содержащих его «доземную историю».

    Часть II религиозного эпоса, носящая название Вишну-пурана (не путать с отдельным, притом древнейшим сочинением жанра Пуран), всецело посвящена земной истории Кришны, его подвигам и приключениям, которые стали на многие века основными темами поэзии вишнуитской бхакти и сделали Кришну объектом религиозных чувств миллионов простых индийцев. История этого «индийского Геракла», по словам греческого посланника в Индии конца 4 в. до н.э. Мегасфена, предваряется появлением в Матхуре царя-демона Кансы, которому риши Нарада предсказывает гибель от восьмого сына Дэваки – сестры его отца и жены Васудэвы. Канса решает перестраховаться и уничтожить детей Васудэвы и Дэваки, из которых удается спасти только двух – седьмого, Баладэву (Балараму), и восьмого, Кришну, которые воспитываются царем пастухов Браджа (местность близ Матхуры) Нандой и его добродетельной супругой Яшодой. Уже в младенчестве Кришна начинает совершать «подвиги Геракла». Заждавшись «завтрака», с которым Яшода замешкалась, он переворачивает огромную повозку, а когда, уже в отрочестве, его приемная мать решается, наконец, связать его за шалости, он не только вырывает ступу, к которой его привязали, но и два больших дерева, к которым та была прикреплена. В семилетнем возрасте Кришна приводит пастухов Нанды в ужас, создав видимость, что из его тела на их стадо бросаются волки. Испуганные пастухи уходят в лес Вринду (Вриндавана в бхактической вишнуитской поэзии), где Кришна с Баладэвой достигают озера, в котором жил страшный змей Калинга, – дракон, разумеется, был тут же «индийским Гераклом» уничтожен. Амбиции набиравшего силу ко времени создания Хариванши кришнаизма безусловно отражает тот эпизод, в котором Кришна убеждает пастухов Нанды отказаться от приношения жертв ведийскому царю богов Индре, поскольку всем, что они имеют, они обязаны не ему, но только лесам и горам. Разгневанный Индра посылает убийственный ливень, от которого Кришна в течение недели защищает своих подопечных, держа над их головами как зонтик гору Говардхана, и смиренный громовержец Индра, «индийский Зевс», вынужден признать приоритет Вишну и Кришны как его аватары. По ночам Кришна наслаждается лицезрением хороводов влюбленных в него пастушек и сам включается в эти танцы; пытающегося помешать этому демона-асура Аришта, принявшего облик быка, Кришна убивает, используя в качестве оружия рог самого животного. Когда вести о подвигах Кришны достигают слуха злодея Кансы, он приглашает двух братьев на состязание борцов в Матхуру. Здесь Кришна совершает самые эффектные подвиги: натягивает тетиву знаменитого лука матхурийских царей (с ним ничего не могли сделать даже боги), причем лук разлетается на куски; у спущенного на братьев слона вырывает бивень и убивает им опьяненное яростью животное; двух борцов, которых на него «выпустил» Канса, заставляет проститься с жизнью столь же легко, как и слона. Самого Кансу «индийский Геракл», вытащив за волосы на середину арены, убивает на глазах у всех. Правда, тесть Кансы, Джарасандха, царь могущественной Магадхи, пытается отомстить за своего родственника, неоднократно осаждая Матхуру (столицу Ядавов) со своими союзниками, но Кришна каждый раз отбрасывает его войска (эти сражения пересказываются в многочисленных балладах).