Содержание статьи
    Также по теме

    ХЕМАЧАНДРА

    ХЕМАЧАНДРА (санскр. Hemacandra), джайнский проповедник, политик, философ, поэт и ученый-энциклопедист, живший в Гуджарате (северо-запад Индии) в 11–12 вв., познания которого обеспечили ему почетный титул «Каликаласарваджня» («Всезнающий эпохи калы» – нынешнего мирового периода). Родился Хемачандра в г.Гандхука близ Ахмадабада, стал послушником под руководством шветамбарского учителя Дэвачандры и в 21 год получил полное джайнское посвящение в монашество.

    Став влиятельной фигурой уже при гуджаратском царе Джаясинхе Сиддхарадже, обратил в джайнизм его преемника Кумарапалу, стал влиятельной фигурой при дворе и добился успехов в преобразовании придворных нравов, например, уговорив царя отказаться от охоты как развлечения, нарушающего закон невреждения-ахимсы. Хемачандра посвятил Кумарапале ряд своих сочинений, а в 1163 поэму Кумарапалачарита (Жизнь Кумарапалы) на санскрите и джайнском пракрите (всего 28 глав), в которой восхваляются добродетели покровителя джайнизма и восстанавливается история гуджаратской столицы. В наставление Кумарапале была составлена и Лагхварханнитишастра (Легкая джайнская наука политики), посвященная преимущественно гражданскому праву, где Хемачандра обильно цитирует брахманистские Законы Ману и одновременно полемизирует с ними, отстаивая идею крайней нежелательности войны и приоритет ахимсы как основного критерия любого правильного действия. Хемачандра работает во всех областях знания: составляет словари синонимов и омонимов, пракритскую лексикологию (различая пракритскую лексику чисто санскритского, смешанного и народного происхождения), а также практическую грамматику джайнского пракрита.

    Хемачандра – автор сочинений по поэтике, просодии и двух философских работ: по гносеологии – Праманамиманса (Исследование источников знания) и диалектической логике – Ануйогавьяваччхедадватримшика (32 стиха по различению проблем), на которую позднее был составлен знаменитый комментарий Сьядвада-манджари Маллишены (13 в.). В большинстве случаев Хемачандра сам составлял и комментарии к своим многочисленным сочинениям, составляющим целый свод джайнской средневековой письменности.

    По просьбе Кумарапалы Хемачандра написал дидактическую поэму Йогашастра (Наука йоги), в которой «йога» соответствует «религиозным упражениям» в целом, дисциплине практики благочестивого джайна. Главы 1–4, занимающие более трех четвертей объема текста, предлагают джайнский путь к совершенству с ориентацией на мирян. Йоге в классическом смысле более или менее соответствует материал глав 5–12, занимающий менее четверти объема поэмы. Ахимса противопоставляется здесь нормам Законов Ману и прославляется как «любящая мать всех существ, поток нектара в пустыне сансары, прохладное облако, плывущее над воспламененным лесом страдания, лучшая целительная трава для мучимых болезнью, которая называется вечным круговращением существования». Поэма изобилует назиданиями, посвященными неведению, судьбе, преходящему характеру радостей жизни и т.д.

    В шветамбарской традиции почитаема и «джайнская пурана» Хемачандры – Тришаштишалакапурушачарита (Жизнеописания 63 превосходных мужей), написанная им незадолго до смерти и содержащая легенды о 24 джинах, 12 чакравартинах («правители мира»), 9 васудэвах, 9 баладэвах и 9 врагах Вишну (Хемачандра одновременно имитирует индуистский вишнуитский эпос и соперничает с ним, противопоставляя джайнских «героев» вишнуитскому пантеону). Сам Хемачандра назвал свою поэму «махакавья» («великое поэтическое произведение»), и изобилие изысканнейших метафор и аллегорез обосновывает эту претензию. Повествование перемежается объяснениями основных религиозных понятий, а назидательные истории призваны проиллюстрировать действие закона кармы. Глава Х (распространявшаяся также отдельно), «Жизнь Махавиры», совпадает в своей трактовке биографии основателя джайнизма с текстами джайнского канона – Кальпа-сутрой и Айярангой, но предлагает более детализированный материал (таковы, к примеру, сведения о современниках Джины, например о знаменитом царе Магадхи – Бимбисаре).

    Хемачандре принадлежала также поэма Паришиштапарван, или Стхавиравали-чарита (Дополнительная книга, или Жизнеописание чреды старцев). За исключением двух последних джайнских «пророков» – Паршванатхи и Махавиры, – поэма посвящена первым ученикам Джины – знатокам его основных текстов и джайнским «старцам».

    Хемачандра скончался, оставив после себя богатейшее литературное наследие и превратив Гуджарат в важнейший форпост джайнизма, каковым он остается и до наших дней. О почитании Хемачандры в джайнизме свидетельствует уже то, что ему приписывается 30 000 000 сочинений.