Содержание статьи
    Также по теме

    ИМАМ

    ИМАМ (араб.) означает «стоящий впереди», шире – «тот, кто руководит молитвой». В суннитском исламе предстоятелем на молитве может быть любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения.

    Как известно, первоначально молитвой руководил сам пророк Мухаммад. В конце жизни, во время болезни, его замещал Абу Бакр, что впоследствии предопределило выбор Абу Бакра в качестве халифа, заместителя пророка. Однако в провинциях молитвой руководили наместники. Одновременно они занимались и чисто практическими вопросами, например, сбором налогов. По пятницам они также произносили хутбу (проповедь), в которой речь шла не только о божественном.

    При Аббасидах (749–1258) ситуация изменилась. Молитвой стали руководить специально подготовленные люди, которых стали называть «имамами». Но при фатимидских правителях (909–1171) утвердилась традиция, в соответствии с которой по пятницам в период месяца рамадан именно халифы брали на себя роль имама.

    Постепенно сложилось мнение, что руководить молитвой должен авторитетный человек, чьи познания в коранических науках бесспорны, а авторитет непререкаем. Часто в такой роли выступал представитель рода Хашим. В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек, часто не имеющий специального богословского образования.

    В шиитском исламе (в отличие от суннизма) имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом. Первым имамом шиитов-имамитов (см. ШИИТЫ) был объявлен Али, двоюродный брат и зять пророка. Ему наследовали его дети (в первую очередь от Фатимы, дочери пророка). Таким образом, в соответствии с шиитской доктриной, достоинство имама не присваивается, а наследуется, благодаря божественному повелению. 12 имамов, признанные шиитами, почитаются как святые, а представители крайних направлений шиизма их обожествляют. Кроме того, имеются «малые имамы», назначаемые из числа факихов, имеющих специальное образование для службы в мечети (пишнамаз – перс.).

    Ольга Бибикова

    Литература

    Encyclopedie de l'islam. Dictionnaire geographique, ethnographique et biographique des peoples musulmans. Leyden – Paris, 1931
    Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII – XV веках. Ленинград, «Издательство Ленинградского университета», 1966
    ThoravalY. Dictionnaire de civilization musulmane. Paris, «Larousse», 2001