Содержание статьи
    Также по теме

    МУХАММАД

    МУХАММАД (Мухаммед, Мохаммед, Магомет, Магомед) (571–632), пророк, основатель ислама, создатель мусульманского теократического государства в Аравии. По преданию, родился в аравийском городе Мекка 19 (или 22) апреля 571. Сын Абдуллы, принадлежавшего к знатному роду хашимитов из племени курейшитов, и Амины, дочери Вахба, старейшины рода Бану Зухра. Отец умер еще до появления ребенка на свет. Дед по отцу, Абд аль-Мутталиб, дал ему имя Мухаммад («достойный похвалы»). По местному обычаю вскоре после рождения был отправлен в арабам-кочевникам; прожил четыре года в племени Бану Саад, где его кормилицей была женщина по имени Халима. В четырехлетнем возрасте вернулся в Мекку к матери. Когда два года спустя она умерла, заботу о нем принял на себя Абд аль-Мутталиб, а после кончины аль-Мутталиба (еще через два года) его опекуном стал дядя по отцу Абу Талиб, глава рода хашимитов. Из-за бедности семьи Абу Талиба был вынужден трудиться: за плату пас стада своих родичей. В двенадцатилетнем возрасте вместе с дядей совершил поездку по торговым делам в Сирию. В двадцать лет участвовал в столкновении курейшитов с соседними племенами (так называемая «Беззаконная война»). Занялся торговлей; приобрел репутацию честного купца и получил прозвище Амин («верный»). В двадцать пять лет женился на богатой вдове Хадидже, ставшей матерью почти всех его детей, за исключением Ибрагима, сына египтянки Мариам; при ее жизни не брал себе других жен. Все его сыновья умерли во младенчестве, дочери же достигли совершеннолетия, а одна из них – Фатима – даже пережила своего отца. В тридцать пять лет участвовал в перестройке храма Каабы; прославился тем, что умело рассудил спор, какой род достоин перенести в храм главную общеарабскую святыню – священный «Черный камень».

    Во время торговых поездок познакомился с религиозными верованиями других народов. Под их влиянием пришел к отрицанию идолопоклонства и к убеждению о существовании только одного бога – Аллаха (монотеизм), к которому можно приобщиться лишь через молитву. Стремясь достигнуть нравственной чистоты, вел аскетический образ жизни: не пил вина, чуждался увеселений, стремился к уединению. С тридцати семи лет ежегодно на весь месяц рамадан удалялся для молитвы в пещеру на горе Хира в двух километрах от Мекки; по возвращении неизменно совершал ритуальный обход Каабы. В августе 611 объявил себя «расулом», посланником Аллаха, получающим от него откровения в форме сур (глав Корана). Начал проповедовать единобожие среди узкого круга друзей и сородичей (период «тайного призыва»); первыми обращенными стали его жена Хадиджа, друг Абу Бекр ас-Сиддик, его воспитанник Али ибн Абу Талиб и вольноотпущенник Зайд ибн Хариса; за три года (611–614) число приверженцев новой веры – ислама («покорность» повелениям Аллаха) –, которые именовали себя мусульманами («достигающими спасения»), выросло до ста тридцати человек. В этот период не налагал никаких дисциплинарных запретов; в обрядовой сфере ввел особую форму поклонения Аллаху – намаз (молитва), предваряемый ритуальным омовением.

    В 614 перешел к публичной проповеди ислама в Мекке. Открыто провозгласил себя посланником единого Аллаха и возвестил о грядущем воскрешении и воздаянии (вечное блаженство для мусульман и вечные огненные муки для неверных); залогом спасения провозгласил формулу «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Его». Большинство курейшитов не приняло новую религию; обращение в нее части мекканцев привело к религиозному расколу и вызвало враждебность к пророку со стороны курейшитских старейшин. Оппоненты пытались дискредитировать Мухаммада, объявляя его то колдуном, то слугой Шайтана (Сатаны), то безумным поэтом, и всячески препятствовали деятельности пророка (срывали проповеди, бросали в него камни, осыпали его оскорблениями), однако не осмеливались по отношению к нему на какие-либо жесткие меры, ибо он находился под защитой главы рода хашимитов – своего дяди и бывшего опекуна Абу Талиба. В ответ на требования представить сверхъестественные доказательства своей избранности Мухаммад выдвинул тезис, что он стоит в ряду прежних (ветхозаветных) пророков – Адама, Нуха (Ноя), Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса), таких же людей, как и он. Неэффективность антиисламской пропаганды заставила вождей курейшитов перейти к репрессиям; мусульмане были вынуждены совершать свои моления в тайне; в 615 некоторые из них бежали в Эфиопию. Сторонники язычества предприняли несколько попыток физического устранения Мухаммада.

    Принятие ислама двумя влиятельными курейшитами – Хамзой и Омаром – укрепило позиции мусульман; они вышли из подполья и стали открыто молиться у Каабы. Лидеры курейшитов изменили тактику, попытавшись подкупить пророка; они также предложили теологический компромисс за счет внесения некоторых поправок в суры. Провал переговоров усилил конфронтацию. В 617 курейшиты объявили байкот мусульманам и их защитникам (отказ от каких-либо контактов, от заключения браков и торговых сделок и т.д.). Сторонники Мухаммада оставили свои жилища и устроили лагерь у дома Абу Талиба. Язычники блокировали лагерь; осада была снята только в 619. В 620 умерли Абу Талиб и Хадиджа (Год Скорби); пророк взял в жены Сауду бинт Замаа. Положение Мухаммада в Мекке резко ухудшилось, поскольку новый глава рода хашимитов Абу Лахаб был противником ислама. В поисках приюта и поддержки он отправился в Таиф (к юго-востоку от Мекки), но встретил там враждебный прием и был вынужден вернуться домой.

    Проповедь пророка среди арабов, прибывавших в Мекку из других областей для совершения хаджа (большого паломничества), привела к обращению в ислам племен Хазрадж и Аус, обитавших в Ясрибе (город к северу от Мекки). В ходе двух встреч с Мухаммадом в долине Мина в 621 и 622 хазраджиты и ауситы поклялись почитать одного Аллаха, защищать и беспрекословно повиноваться его пророку (Первая и Вторая Клятвы в Акабе); их стали называть ансарами («поклявшиеся»). По велению Мухаммада они избрали двенадцать накибов («представители») в качестве его помощников. Мусульмане из Мекки и Эфиопии переселились в Ясриб; их стали называть мухаджирами («переселившиеся»). В этой ситуации курейшиты решили расправиться с пророком. Опасаясь за свою жизнь, 10 сентября 622 Мухаммад укрылся вместе со своим главным соратником Абу Бекром в пещере на горе Саур, а 13 сентября отбыл в Ясриб, где был торжественно встречен его жителями; от этого бегства (Хиджра) ведется мусульманское летоисчисление.

    В Ясрибе, отныне называвшемся Мединой («город пророка»), построил Мечеть Пророка, центр мусульманского культа. Став фактически правителем Медины, начал превращать ее в независимое теократическое исламское государство. Однако первоначально старался избегать конфликтов с представителями других конфессий, прежде всего с иудеями. Разработал принципы взаимоотношений внутри мусульманской общины (умра), которую составили ансары и мухаджиры; дополнил исламский ритуал азаном (громким призывом, возвещающим время намаза). В марте 623 после смерти Сауды женился на дочери Абу Бакра Айше, ставшей его любимой женой.

    Враждебные действия мекканцев (запрет мусульманам совершать хадж к Каабе, попытки разжечь племенные и религиозные конфликты в Медине) привели к открытой войне. Объявив идолопоклонство большим грехом, чем убийство, и заключив договоры о нейтралитете или взаимопомощи с рядом соседних племен, Мухаммад отправил несколько отрядов для нападений на торговые караваны курейшитов. 17 рамадана 2-го года Хиджры (13 марта 624) у Бадра мусульмане под его началом разгромили богатый мекканский караван и прикрывавшее его войско. Этот день назвали Днем Различения (вера оказалась сильнее родственных связей).

    Отношения Мухаммада с мединскими иудеями постепенно ухудшались. Демонстративным знаком расхождения ислама с иудаизмом стало его повеление обращаться во время намаза не в сторону Иерусалима, как прежде, а в сторону Мекки. После стычки на рынке мусульман с членами племени Бану Кайнука, исповедовавшего иудаизм, изгнал все это племя из города. По приказу пророка был убит его непримиримый противник иудейский поэт Кааба.