Также по теме

ШАРИАТ

ШАРИАТ (араб. «аш-шар'а» – «Закон», «ясно установленный путь»), комплекс верований ('а'ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни.

В узком смысле шариат включает в себя только ясно зафиксированные нормы Корана и сунны. В более широком толковании он охватывает также нормы, выработанные в школах (мазхабах) исламской религиозно-правовой мысли (фикха). Поэтому, хотя Законодателем в исламе выступает Бог, шариат наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, включает установления, сформулированные людьми в согласии с ними или на их основе. Поэтому наряду с Кораном и сунной в суннитском исламе в качестве источника права выступают иджм' («единогласное мнение») общины и ийс («соизмерение») случаев, прямо не описанных в Коране и сунне и не регулируемых консенсусом, с теми, что описаны в одном из этих источников, и определение для них правовой нормы на основании такого соизмерения. Консенсус признается на основе известного хадиса, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие факихов (знатоков фикха), но даже и в такой формулировке возможность установления действительного единогласия неоднократно подвергалась сомнению. ийс признается разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей «основ фикха» ('ул ал-фих) в классическом исламской обществе. В шиизме иджм' и ийс не признаются в качестве источника права, их место занимают установления имамов, которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете. См. также ШИИТЫ.

Степень влияния и его границы.

Шариат определяет и организует жизнь мусульман на пространстве от Марокко до Филиппинских островов и от Центральной Азии до Нигерии и Занзибара. Однако его влияние не везде одинаково. Турецкие суды сегодня следуют светским юридическим кодексам. В Саудовской Аравии шариат остается единственной правовой системой. В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии, Ливане и в мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства, тогда как шариат регулирует вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций.

Влияние доисламских обычаев.

Некоторые нормы шариата восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии, с их кровной враждой и вооруженными набегами. Богатство, защищаемое от набегов, часто само являлось добычей, захваченной ранее во время нападения. Наследование заключалось в перераспределении трофеев между родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщины, не участвовавшие в набегах и не защищавшие имущество, ничего не наследовали.

Наследование женщинами.

Стремясь к повышению статуса женщин, пророк Мухаммед (ок. 570–632) включил их в систему наследования. «Завещает вам Аллах», – говорится в Коране (4:11), – «относительно ваших детей: (а) сыну – долю, подобную доле двух дочерей. (б) А если они (дети) – женщины, числом больше двух, то им – две трети того, что он оставил, а если одна, то ей – половина». Вероятно, Пророк первоначально склонялся именно ко второму решению (б). Дочери, получившие предназначенную им долю, не нарушали баланс распределения наследства между ближайшими родственниками-мужчинами. Однако такая схема ухудшала положение сыновей. Например, если у него было две дочери и два сына, дочери поделили бы между собой две трети, тогда как сыновья получили бы только треть. Из-за сильного возмущения членов племени была добавлена также норма (а). В той же семье из двух сыновей и двух дочерей имущество по-прежнему было бы разделено на шесть частей, но теперь каждый сын получил бы по две шестых, а каждая дочь – по одной шестой.

Классификация действий и ее влияние на нормы шариата.

В исламе все действия человека разделяются на «запрещенные» (ар), совершение которых наказуемо, а несовершение похвально; «нерекомендуемые» (макрмх), совершение которых ненаказуемо, но воздержание от которых похвально; «безразличные» (муб) для Законодателя, относительно которых не установлены никакие нормы; «рекомендуемые» (мандб, сунна), совершение которых похвально, но несовершение ненаказуемо; «обязательные» (вджиб, фар), совершение которых поощряется, а несовершение наказывается. Все, что служит таким действиям, подпадает под ту же норму, что и само действие.

Эта классификация распространяется практически на все сферы. Примером может служить случай, когда покойный завещал больше, чем владел на момент смерти. В такой ситуации некоторые легаты (завещательные отказы движимости) должны быть проданы в определенном порядке. Англо-американские гражданские суды сперва продают имущество, не учтенное в завещании, затем имущество, переданное в соответствии со статьей о движимом имуществе, оставшемся после уплаты долгов, и, в конце концов, специально поименованное в завещании имущество. При этом наиболее специфическими считаются те части имущества, о которых покойный заботился в наибольшей степени. Таким образом, гражданский суд как бы исполняет его желание. Суд шариата будет продавать легаты в соответствии с пятичленной классификацией. Прежде всего последуют запрещенные легаты, затем те, которые служат нерекомендуемому, затем безразличные, затем те, которые считаются достойными поощрения, и на последнем месте всегда находятся обязательные. Продажа завещательных отказов движимого имущества для выплаты непризнанных долгов является обязательной, поскольку в противном случае могут пострадать неизвестные кредиторы. Завещательные отказы, которые являются обязательствами в отношении Бога, пользуются меньшей защитой, поскольку считается, что Бог может легче перенести эту утрату. Однако в рамках класса долгов в отношении Бога обычно следуют тем же общим принципам. Завещательный отказ имущества, служащий для чтения молитв Богу, продается прежде того, который используется для пожертвований неимущим. Однако этому классу завещательных отказов оказывается предпочтение по сравнению с теми, которые считаются безразличными и так далее. Подобные классификации, применяемые ко всем сферам человеческой деятельности, чрезвычайно распространены в исламском праве.

Коран и сунна как источники исламского права.

Одним из источников шариата является Коран как слово Божье, полученное в Откровении. В некоторых его стихах содержатся вполне законченные предписания. Однако, хотя и сказано: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (5:1), – в этих словах, ставших краеугольным камнем договорного права, не определено, какие формальности необходимо соблюсти при заключении контракта или каковы материальные последствия его нарушения.

По мере расширения исламского государства и включения в его орбиту народов, знакомых с римской и иными правовыми системами, все более отчетливо выступала необходимость развития шариата и его приспособления к новым условиям. Важную роль сыграло обращение к хадисам – преданиям о поступках и словах Мухаммеда, его ближайших родственников, а также сподвижников. Собрание хадисов образует сунну – «закон», ориентир для каждого мусульманина. В исламском праве действует принцип, согласно которому сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран – для разъяснения сунны. При этом предполагается, что сунна не содержит установлений, принципиально противоречащих кораническим, и наоборот. Хотя традиционная мусульманская наука выработала сложную систему проверки хадисов на достоверность и их соответствующей классификации, в обширный их корпус могли попасть и подложные. Установлению таких хадисов западное востоковедение традиционно уделяло значительное внимание, причем его выводы часто не совпадают с тезисами исламского фикха.