Содержание статьи

    ПРОРОКИ

    ПРОРОКИ (араб. наби, мн.ч.– анбийа'). Ислам утверждает, что бог последовательно посылал на землю пророков, которые должны были проповедовать людям единобожие. Проповедь каждого из них была адресована конкретному народу или племени. Например, пророк Худ был послан проповедовать единобожие племени а'д, а Салих – племени самуд (Коран, VII: 63–64 и 71–72).

    Среди пророков существует своеобразная иерархия. Пророки высшего ранга назывались расул (русул – мн ч.), простые пророки – наби (анбийа), они должны были помогать посланникам в их миссии. После них почитались имамы и «святые» (аулийа') (см. АТ-ТИРМИЗИ).

    Одни были общерегиональными и фигурировали во всех трех религиях – иудаизме, христианстве и исламе, другие были присущи только для ислама. Так, в исламе признаны в качестве пророков библейские персонажи: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), 'Иса аль-Масих (Иисус Христос). Некоторые пророки – Лут (Лот), Айуб (Иов), Харун (Аарон), Да'уд (Давид), Сулайман (Соломон), 'Илйас (Илийа), Исхак (Исаак), Йа'куб (Иаков), Йунус (Иона) – являются персонажами Ветхого завета. Захарийа (Захария), Йахйа аль-Ма'данийа (Иоанн Креститель), 'Иса – персонажи Нового завета. В исламе фигурируют также Шу'айб, Худ, Салих. Последние были посланы богом в Аравию до Мухаммада.

    Пророки стоят выше ангелов, они обладают даром творить чудеса. Повествование Корана о Мусе, Лоте, Нухе и других пророках почти идентично ветхозаветным преданиям.

    Практически каждое сказание о древних пророках – рассказ о том, как бог предупреждал людей о грозящей катастрофе, которая случится с ними из-за неверия, грехов, неправедного образа жизни. Однако люди не вняли увещеваниям пророков, исказили смысл посланий, в результате чего, например, случился потоп, о котором в Коране подробно рассказывается несколько раз. В частности, история Нуха является композиционным элементом цикла рассказов о катастрофах, которые были посланы Аллахом как наказание (потоп, землетрясение, ураган). Внутри Корана эти сюжеты подчинены одной идее – предупредить людей о грозящей катастрофе, если они забудут заветы бога. Вариантность истории Нуха свидетельствует о том, что Мухаммад возвращался к этому сюжету неоднократно. Характерно, что в рассказах о Нухе содержится много намеков, которые можно рассматривать как попытку сравнить этот сюжет с мекканским периодом жизни Мухаммада, когда его соотечественники отвергали пророка. Вероятно, использование сюжета о Нухе было призвано предостеречь мекканцев о неминуемом наказании за отказ внять проповеди единобожия.

    В рассказах о Нухе есть и конкретные элементы аравийской действительности. Например, ковчег опустился на гору аль-Джуди. Кроме того, в суре 71 перечислены имена божеств, от которых народ Нуха не хотел отказываться. Речь идет о божествах, которым поклонялись в разных частях Аравии, – общеаравийский Вадд, химйаритский Наср, южноаравийские Йагус и Йа'ук, центральноаравийский Сува'. Это свидетельствует о том, что история Нуха была известная в Аравии еще до ислама.

    Пророк Худ, согласно Корану, был выбран Аллахом для проповеди его собственному народу – адитам. В Аравии, благодаря творчеству доисламских поэтов, было известно, что адиты были могущественным племенем, но тем не менее, в результате природных катаклизмов (вероятно, многолетней засухи), они погибли. В Коране говорится о том, что Аллах, устами Худа пытался предупредить адитов о грозящей катастрофе. Он обратился к своим соплеменникам с проповедью, призывая их отказаться от прежних богов и поклоняться Аллаху. Однако знать не вняла его увещеваниям, считая его простым человеком, но не пророком. И тогда Аллах послал адитам наказание в «день злосчастия длительного» (Коран, 54:19), когда «постигло их то, над чем они издевались» (46:26/25). В результате урагана, который бушевал семь дней и восемь ночей, в живых остался только Худ и уверовавшие. Характерно, что история Худа (так же как история Нуха) повторяется в Коране неоднократно, причем обоим сюжетам предшествует один зачин: «Мы отправили уже Нуха к его народу…и к адитам – брата их Худа» (7:65/63 и 11:50/52).

    Ряд сказаний о пророках, фигурирующих в Новом завете (например, об 'Исе (Иисусе)), отличаются от христианской традиции. В Коране есть три рассказа об Исе и многочисленные упоминания о нем. Для Мухаммада Иса был не только пророком, но и предшественником. Устами Исы сказано: «Я – посланник Аллаха к вам …и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад» (61:6). Имена Мухаммад, Махмуд и др. – разные формы от прилагательного «славный» (хамид). «Ахмад» – означает превосходную степень (всеславный). С Исой, в отличие от Нуха, Худа и других пророков, не связана идея о грядущей катастрофе, но он возвещает о Судном дне. Но ислам не воспринял евангельскую версию о распятии 'Исы на кресте, его вознесении на небо и последующем воскресении. Некоторые исследователи считают, что отсутствие в Коране информации о распятии связано с тем, что в аравийской среде существовало несколько версий относительно гибели и воскресении Христа, с которыми Мухаммад мог быть знаком.

    Отличные от библейской традиции черты имеет и пророк Сулайман.

    Характерно, что в рассказах о некоторых библейских пророках, принятых в исламе, не упоминается их роль в истории евреев, что, по мнению исследователей, объясняется изменением отношения Мухаммада к аравийским иудеям после переселения в Медину.