Содержание статьи
    Также по теме

    САЛЬМАН АЛЬ-ФАРИСИ

    САЛЬМАН АЛЬ-ФАРИСИ – один из сподвижников пророка. Известно, что он был сыном крестьянина из персидской деревни Джайан неподалеку от Исбахана. В юности принял христианство, из-за чего был вынужден покинуть родительский дом. Предание гласит, что один монах перед смертью поведал ему о предстоящем явлении пророка, который восстановит религию Авраама. Сальман задался целью найти его. Следуя за странствующими монахами, достиг Сирии и затем Вади аль-Кура в Центральной Аравии. Преданный бедуинами племени кальбит, был продан в рабство иудею, который по своим делам приехал в Йатриб (ныне Медина). Здесь Сальман узнал о проповеди Мухаммада и увидел в нем именно того пророка, о котором говорил ему старый монах перед кончиной. Согласно одной из легенд, Мухаммад дал Сальману недостающую сумму денег, для того, чтобы тот смог освободиться от рабства. Приняв ислам, Сальман стал одним из самых ревностных сторонников Мухаммада. Его прозвище (кунья) «аль-Фариси» подчеркивает его персидское происхождение.

    Его имя связано с победой мусульман над мекканскими войсками. В марте 627 мекканцы решили проучить мусульман за то, что те неоднократно нападали на караваны, идущие в Мекку. Под предводительством Абу Суфьяна против Мухаммада и его сторонников, обосновавшихся в Медине, было отправлено ополчение. Согласно историческим преданиям, общая численность войска составила около 10 тыс. человек, включая 300 конных воинов, а также отряды, выставленные окрестными племенами. К ним присоединилось и иудейское племя бану курейза. Однако Мухаммад своевременно узнал о движении войск противника и стал готовиться к обороне. Ему удалось собрать около 3 тыс. человек, но этого явно было недостаточно. И тогда Сальман аль-Фариси предложил Мухаммаду тактический план, который традиционно использовали персидские войска. Вокруг города, и особенно там, где город был наиболее уязвим, были вырыты рвы. Всего было вырыто около 6 километров укреплений, которые охватили Медину полукругом с запада, севера и северо-востока. И когда мекканские войска подошли к городу (31 марта 627), их основная ударная сила – конница – не смогла преодолеть этого препятствия. Бои свелись к перестрелке через ров, и это не наносило большого урона как осажденным, так и осаждавшим. Попытки преодолеть препятствие в ходе новых атак также не удались. Началась осада, во время которой Мухаммад начал вести тайные переговоры с лидерами племен. Благодаря ловкой интриге и дезинформации противника, Мухаммаду удалось поссорить осаждавших. Спустя две недели налетевший холодный ураганный ветер окончательно сломил боевой дух мекканцев. Противостояние «у рва» (хандак) закончилось безрезультатно, но и почти без потерь. Однако после этого за предательство поплатилось племя бану курайза, брошенное своими мекканскими союзниками.

    Идея вырыть ров вокруг города, как препятствие для вражеской конницы, высказанная Сальманом аль-Фариси, в дальнейшем применялась неоднократно. Сам же Сальман после этого принимал участие в военных походах, в том числе при завоевании Ирана. Некоторые хроникеры приписывают ему применение катапульты (даббаба) и некого приспособления, благодаря которому можно делать подкоп под крепостные стены (манджаник).

    Впоследствии Сальман аль-Фариси участвовал в завоевании Сирии и Ирака. На склоне лет его почитали как одного из асхабов, и он получал пенсион равной тому, что получали внуки пророка Мухаммада (дети Али и Фатимы) Хасан и Хусейн.

    Наибольшее отражение образ Сальмана аль-Фариси получил в персидской и суфийской литературе. По мнению исследователей, образ Сальмана Фариси в исламской традиции воплощает в себе идею персидского избранничества в исламе. В Ираке в пригороде Багдада (около Асбанура) до сих пор покланяются его могиле. Посещение могилы Сальман-пак (пак – чистый, перс.) является одним из элементов паломничества в Кербелу к месту захоронения имама Хусейна (внука Мухаммада, сына Али и Фатимы), осуществляемого шиитами.

    С развитием ремесла и ремесленных корпораций Сальман стал считаться патроном цирюльников и брадобреев, так как он, согласно традиции, был брадобреем Мухаммада. Кроме того, его неоднократно упоминают среди основателей различных суфийских братств. К Сальману возводят также некоторые хадисы и ахбар – предания об Али. Шиитская историография связывает последний период жизни Сальмана с Али. И хотя данных о его жизни после 35 года хиджры нет, предание приписывало ему фантастическую продолжительность жизни – 200, 300 и даже 553 года.

    Секта друзов (или нусайритов) ставит его на третье место после Али и Мухаммада среди родоначальников этой религиозной общины, в доктрине которой можно увидеть как исламские, так и христианские элементы. В божественной триаде (А–М–С) друзов-нусайритов (А – Али, М – Мухаммад, С – Сальман) Сальману аль-Фариси отводится роль, идентичная святому духу: он «баб», то есть врата, через которые Али общается с верующими.

    Ольга Бибикова

    Литература

    Петрушевские И.П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Издательство Ленинградского университета, 1966
    Таbari. La Chronique. Histoire des prophetes et des rois. V. II, Paris , «Thesaurus», Actes sud/Sindbad, 1983
    Большаков О.Г. История халифата, т. 1, М., «Наука», 1993