Содержание статьи

    ТАФСИР

    ТАФСИР (араб., правильнее ат-Тафсир аль-Куран) – комментарий, толкование Корана. Необходимость в подобном произведении была связана со спецификой коранического текста. Еще во времена Мухаммада устные версии некоторых аятов Корана были заменены, другие получили новое истолкование. Впоследствии, в связи с распространением ислама на новых землях, а также удалением по времени от эпохи пророка, потребовалось разъяснение части текстов для новообращенных. Сложилась традиция устного толкования Корана, которая осуществлялась компетентными богословами в ходе пятничного богослужения. Иногда толкованием Корана, рассказами об обстоятельствах ниспослания сур занимались профессиональные сказители на базарных площадях.

    С появлением сборников хадисов (см. СУННА), некоторые неясные места в Коране стали объяснять, опираясь на содержащуюся в них информацию. Постепенно стала складываться наука о Коране (илм аль-Куран), и вместе с ней появились специальные сочинения-комментарии. Основателем этой науки считается Абдаллах Бен Аббас (ск. в 686), двоюродный брат пророка Мухаммада.

    Не последнюю роль в создании трудов по толкованию Корана сыграла и политическая борьба в халифате. Появились тафсиры, аргументировавшие право на халифат представителей династии Омейадов, а также Алидов (потомков Али).

    Самый компетентный 30-ти томный тафсир принадлежит перу известного арабского историка Абу Джаафара Мухаммада бен Джарира ат-Табари (838–923). Это был широко образованный ученый, плодотворно работавший и в других областях (грамматика, лексикография, поэзия, этика, математика, медицина и фикх). Родился в Табаристане (Иран), жил в Египте, Сирии и Ираке. В юности изучал хадисы и фикх. Скончался в Багдаде.

    Тафсир ат-Табари по широте материала не имеет себе равных. Стараясь быть беспристрастным, ат-Табари порой приводит противоречивые мнения. Пытаясь предотвратить неминуемые споры относительно достоверности того или иного толкования Корана, ат-Табари разделил коранические тексты на три категории. К первым относятся те, которые недоступны пониманию людей, их подлинный смысл доступен лишь Аллаху. Вторые – те, смысл которых можно выявить, опираясь на высказывания пророка. Третьи – это те, которые связаны с арабским языком времен Мухаммада, и они могут быть разъяснены компетентными филологами.

    Появление тафсиров вызвало сопротивление сподвижников Мухаммада. Халиф Умар (634–644) (см. также ОМАР ИБН АЛЬ-ХАТТАБ) опасался подмены священного текста произвольным толкованием. Часть религиозных деятелей настаивала на буквальном понимании и толковании коранического текста (аз-захир), другие были сторонниками эзотерического (сокровенного) толкования (аль-батин), считая, что смысл Корана не может быть доступен каждому.

    На рубеже 19–20 вв. появились новые тафсиры, отражающие знакомство мусульманских богословов с европейской научной мыслью, которая используется в контексте исламских традиционных религиозно-философских представлений. Среди авторов этих трудов Мухаммад Абдо (1849–1905), Рашида Рида (1865–1935).

    Ольга Бибикова

    Литература Очерки истории арабской культуры. V-XV вв. М., Наука, 1982
    Резван Е.А. Коран и его мир. Санкт-Петербург, Петербургское востоковедение, 2001
    Крымский А.Е. История мусульманства. М.-Жуковский, Кучково поле, 2003
    Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., Восточная литература, 2004