Содержание статьи
    Также по теме

    ВАСУБАНДХУ

    ВАСУБАНДХУ (санскр. Vasubandhu), индийский философ, один из ведущих теоретиков йогачары-виджнянавады. Датировка творчества Васубандху может быть определена ориентировочно в границах 4 в. Единственная полная биография Васубандху (Жизнь Васубандху) была переведена на китайский язык, а возможно, и составлена Пармартхой (6 в.); ее сведения восполняются фрагментарной информацией Сюань-цзана (7 в.) и отчасти тибетских историков буддизма.

    Первые годы жизни Васубандху прошли Васубандху на их родине в Пурушапуре. К разработке сарвастивадинской Абхидхармы Васубандху готовился в Айдохье, когда туда зашел философ-санкхьяик Виндхьявасин, который воспользовался отсутствием Васубандху и его «коллеги» Маноратхи и одержал победу над их престарелым учителем Буддхамитрой. Вернувшись, Васубандху решил восстановить славу буддийского учения и написал против санкхьяиков трактат Парамартхасаптати (Семидесятистишье о конечной истине), давший ему стимул к написанию и знаменитого труда Абхидхармакоша (Сокровищница Абхидхармы), к которому Васубандху по настоянию сарвастивадинов составил комментарий. После завершения своего труда Васубандху стал фаворитом гуптских царей, но вскоре сарвастивадины обнаружили, что в Абхидхармакоше были изложены не столько их «ортодоксальные» взгляды, сколько критика последних с позиций отколовшейся от них школы саутрантиков. Васурата, грамматист и супруг младшей сестры царя Баладитьи, вызвал Васубандху на диспут, но был побежден. Кашмирский сарвастивадин Самгхабхадра предпринял подвижнический двенадцатилетний труд, завершившийся в двух полемических трактатах (один в 10 000, другой в 120 000 стихов), но Васубандху благоразумно отказался от диспута.

    Заключительный этап биографии Васубандху связан с его обращением в махаяну. Гордый своими успехами Васубандху отказывается вначале признать, что именно «великая колесница» является подлинным учением Будды. Притворившись больным, Асанта вызывает Васубандху в Пурушапуру, где тот вопрошает его о махаянском учении, после чего немедля постигает его превосходство над традиционным буддизмом. Освоив очень быстро это учение, Васубандху раскаивается в своих прежних «грехах» против махаяны и едва не решается отрезать себе за них язык, но Асанга предлагает ему более эффективный способ «покаяния» – использовать свой орган речи на пользу «великой колеснице». Васубандху принимает этот совет и после смерти Асанги пишет комментарии ко многим махаянским сутрам и собственные философские трактаты. Васубандху завершает свои дни в Айодхье в возрасте 80 лет. Сюань-цзан «уточняет» повествование Парамартхи: Абхидхармакоша была составлена не в Айодхье, а в Пурушапуре, тогда как обращение Васубандху его братом Асантой состоялось, напротив, не в Пурушапуре, а в Айодхье; прежним учителем Васубандху был не Буддхамитра, но как раз Маноратха; наконец, смерть Васубандху произошла не после смерти Асанги, а до нее.

    Всего буддийской традицией Васубандху (как великому бодхисаттве) приписывается авторство 500 произведений в русле классического буддизма и 500 махаянских. В настоящее время за ним признается 23: собственные трактаты (с автокомментариями), комментарии к сочинениям Асанги и комментарии к махаянским сутрам. Большинство из них не сохранилось на санскрите и дошло в китайском и тибетском переводах.

    Абхидхармакоша, которая дошла до нас во всех трех языковых версиях, содержит 613 стихов, сопровождаемых прозаическим автокомментарием в девяти разделах. Раздел I посвящен классификации точечно-динамических «атомов» бытия дхарм по типу 18 дхату («элементы») – 6 познавательных способностей (помимо пяти органов чувств также ум-манас) плюс 6 их предметных сфер плюс 6 соответствующих им «сознаний», – но включает также более экономные классификации: 5 групп-скандх («слои» телесности, ощущений, представлений, установок-санскар и сознания) и 12 аятан (все компоненты дхату за исключением 6 «сознаний»). Во II разделе рассматриваются способности чувств (индрии), ментальные феномены (чайтта), ментальные абстракции и различные виды причинно-следственных связей. III раздел посвящен космографии, мировым регионам (лока), населяющим их живым существам и их судьбам, IV – действиям (карма), многообразию их благих и дурных разновидностей и их «плодам». Аффектам и их «следам» (анушая) посвящен V раздел, а следующий – пути к «освобождению» и классам тех «совершенных», которые ему следуют. Раздел VII описывает разновидности познания, их особенности и результаты. В предпоследнем классифицируются разновидности медитативной сосредоточенности (самапатти) и медитативные упражнения. Раздел IX посвящен опровержению учения буддийских «еретиков»-пудгалавадинов, вводивших наряду со скандхами квази-персону (пудгала). Здесь Васубандху следует не только сарвастиваде, но и тхераваде.