Также по теме

ДОРОНИНА, ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

ДОРОНИНА, ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА (р.1933), актриса и режиссер. Народная артистка СССР (1981). С 1987 художественный руководитель МХАТ им. Горького. Художественная концепция Дорониной, в силу ее изначальной полемичности по отношению к новым ценностям, воспринимается разными слоями общества по-разному.

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ДОРОНИНА  ИТАР-ТАСС

СЧАСТЛИВОЕ НАЧАЛО

Родилась 12 сентября 1933 в Ленинграде. Творческая судьба с самого начала складывалась на редкость удачно. Почувствовав в себе творческое дарование, поступила во все театральные школы Москвы, но выбрала близкую ей по духу Школу-студию МХАТ, которую закончила в 1956, времени перемен, рождения новых театров и имен, нового молодого героя. Ее героиня заявила о себе сразу. Женька Шульженко – детдомовка из пьесы А.Володина Фабричная девчонка, сыгранная в 1957 в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, утверждала право на свою жизнь, свою правду. Человеческое богатство души стало главным качеством созданных актрисой образов. Внимание было приковано к праву на свободный выбор, на возможность быть сложным, неидеальным, живым. Таковы были и героини Дорониной, в них жила стихия эмоциональности и романтизма. Она органичным образом влилась в ансамбль Большого Драматического театра, где ею были сыграны самые значительные ее роли.

РОЛИ В БОЛЬШОМ

Играла почти во всех постановках Г.А.Товстоногова, ставящего перед актерами сложнейшие задачи на преодоление, по-новому раскрывающие актера. С первого года появления на этой сцене, в 1959, в роли Надежды Монаховой из горьковских Варваров, стала ее солирующим голосом. Ее героиня – символ человеческой незаурядности в зауряднейшем городишке. Спектакль и роль стали сразу событиями театрального Ленинграда, как стали также следующие роли актрисы: Софья в грибоедовском Горе от ума, Настасья Филиповна в Идиоте Ф.М.Достоевского, Маша из Трех сестер А.Чехова, Лушка из Поднятой целины М.Шолохова. Их всех объединяла мощь человеческой натуры, страдающей в тисках любой заданности. Так ее Софья, по масштабу характера не уступая Чацкому, отстаивает свое право на свободный выбор – Молчалина, внешне весьма значительного в этом спектакле (К.Лавров). Прозревая в финале, она переживает глубокую трагедию. Невыразимые страдания испытывает ее Настасья Филиповна, находящаяся все время на пределе исступления. Ненависть, непримиримость к пошлости – одна из сквозных тем актрисы.

Ее современная героиня того периода – это Надя Резаева (Моя старшая сестра А.Володина), а также стюардесса Наташа (Еще раз про любовь Э.Радзинского). Их объединяло умение любить жизнь и людей, способность к беззаветной самоотдаче. Это были «горячие сердца» своего времени, времени спора между физиками и лириками, художниками и обывателями.

ВО МХАТЕ И ТЕАТРЕ МАЯКОВСКОГО

С 1966 начался новый этап творчества. Она перешла во МХАТ, сыграв за несколько лет несколько ролей-вводов в сложившиеся спектакли: Грушенька (Братья Карамазовы Ф.М.Достоевского), Маша (Три сестры), Настя (На дне Горького). Большой успех имела в спектакле по пьесе Э.Радзинского О женщине. Однако МХАТ в тот период испытывал кризис, и талант актрисы своего развития не получил. Лучшая роль Дорониной того времени – Альдонса из пьесы А.Володина Дульсинея Тобосская.

Как актриса острохарактерная, владеющая как трагической, так и комической палитрой красок, раскрылась в театре им. В.В.Маяковского в постановках А.Гончарова Человек из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона (1972), где сыграла Альдонсу-Дульсинею, и Да здравствует королева, виват! Р.Болта, в которой выступила в двух диаметрально несхожих по внешнему и внутреннему рисунку ролях – женственной, эмоциональной, любящей королевы шотландской Марии, и скрипучей, похожей на черепаху в жестком панцире, королевы английской, Елизаветы. И даже в такой уродливой оболочке жила способность к глубокой страсти. В спектакле Человек из Ламанчи осваивала совершенно новый для себя жанр мюзикла, популярный в 1970-е. В Да здравствует королева, виват! она в считанные доли минуты перевоплощалась в двух разных женщин. И обеих она оправдывала, стремясь, говоря словами актрисы «постигнуть две правды: правду и право порыва, смелости и чувства (Мария); правду и право логики, ответственности перед страной…»

ЧЕХОВ В ЕЕ ТВОРЧЕСТВЕ

Особое занимает драматургия А.П.Чехова. Неоднократно играла актрису Машу из Трех сестер (в БДТ и во МХАТЕ), Аркадину в спектакле Чайка, поставленную в театре В.В.Маяковского в 1978 А.М.Вилькиным. В спорном по неожиданной обвинительной трактовке спектакле бесспорным признавали лишь доронинскую Аркадину. Сыграла ее подчеркнуто вызывающе, взяв за основу чеховскую характеристику – «очаровательная пошлячка». Особенно иронично высветила любовь Аркадиной к Тригорину, захватническую, алчную, с элементом цинизма. При этом ткань чеховского произведения искусственно нарушена не была. А через десять лет, в конце 1980-х, уже во МХАТе им. А.М.Горького сыграла Раневскую в Вишневом саде. Сыграла с нежностью и любовью к героине, к ее дому и саду, шире – к России, страдающей на очередном историческом изломе. Актрисе был принципиально дорог первый спектакль театра, поставленный К.С.Станиславским в 1904 и отвергнутый Чеховым за излишний драматизм.

МХАТ ИМЕНИ ГОРЬКОГО

Во МХАТ Доронина вернулась в 1983. Сыграла роли: Она в Скамейке (А.Гельмана), Мамаеву в спектакле На всякого мудреца довольно простоты.(А.Н.Островский). Новая страница в жизни и творчестве началась с 1987, когда после разделения театра она стала художественным руководителем МХАТ им. Горького. За 15 лет своего существования этот театр укрепился в своих позициях, ранее многим казавшимися консервативными. Но время показало, что потребность в театре традиционного направления есть. Дорониной ценой многих усилий удалось отстоять достойное место для своего театра, защищающего традиции русского театрального искусства, сохраняющего преемственность театральной школы.

Большая часть постановок горьковского МХАТа – классика, поставленная средствами реалистического театра. Доронина с самого начала делала ставку на молодых актеров. Ей также не чужды традиции бытовой сочности и театральности в духе Малого театра. Собственные постановки Дорониной: На дне Горького, первый поставленный спектакль по режиссерским тетрадям К.С.Станиславского; Зойкина квартира по М.Булгакову (1989), где она сама сыграла главную роль, содержательницы притона, Зойки; Лес Островского А.Н., в котором она сыграла Гурмыжскую, комически укрупняя образ. И Лес, и Вишневый сад, и Доходное место А.Н.Островского (1994) прозвучали как раздумья о судьбах России, трагикомические и горестные. Размышлением о гражданской войне в стране стала ее постановка Белая гвардия по роману М.Булгакова – спектакль, воспевающий ценности мирной жизни, утверждающий подлинную человечность в отношениях между людьми. В 1990 на сцене театра был поставлен Полоумный Журден М.Булгакова. В конце 1990-х – спектакль о последних днях жизни С.Есенина и его неслучайной смерти – Версия «Англетер».